Теории поколений. Покупательская способность, приоритеты, позиция у поколения Y. Ценностные приоритеты моего поколения Презентация на тему цели молодого поколения

Теории поколений. Покупательская способность, приоритеты, позиция у поколения Y. Ценностные приоритеты моего поколения Презентация на тему цели молодого поколения

"Мы не для того учились, чтобы работать." - mtrpl.ru

История возникновения теории поколений

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была придумана теория поколений. Теория поколений - теоретический базис для нейромаркетинга, основанный на известном "конфликте поколений", который не связан с возрастными противоречиями. Условно: люди, достигая определенного возраста, приобретали возрастные ценности, характерные этому периоду. А дети, достигая возраста своих родителей, не становятся точно такими же, как они.

1. Поколение GI (поколение Победителей). Годы рождения –1900-1923.

2. Молчаливое поколение. Годы рождения – 1923-1943.

3. Поколение беби-бумеров. Годы рождения – 1943-1963.

4. Поколение Х (Неизвестное поколение). Годы рождения – 1963-1983.

5. Поколение Y. Годы рождения – 1983-2003.

6. Поколение Z. Годы рождения – 2003-2023.

Как покупает поколение Y

Остановимся подробнее на поколении Y. Как они покупают? Гипермаркет или супермаркет – преимущественные места покупок любых товаров. Важный момент: места покупки превращаются в места развлечения. В большинстве случаев представитель поколения Y приводит с собой друзей. Условно, магазин – это культурный центр, где можно совершить покупки, есть, пить кофе, общаться.

Для поколения Y важно попробовать продукт, решение о покупке принимается легко, как игра.

Для поколения Y важно, чтобы еда была вкусной и, главное, полезной. Поколение Y – это вегетарианские рестораны и молекулярная кухня. Поколение Y считает белки, жиры и углеводы. В связи с этим "Макдоналдс" вводит в меню показатель калорийности блюд.

Изучая упаковку, поколение У смотрит на калорийность, процент жирности и содержание витаминов или процент содержания сока. Для поколения У важна забота об экологии.

Ко всем эти выводам пришли Нейл Хоув и Вильям Штраус. И все это касается американского потребителя. А как же наше?

Поколение Y в России

Российское поколение Y немного отличается он американского. Если мы посмотрим на поколение Х (1963-1983) - в США оно считается поколением фаст-фудов, то у нас это не так. Фастфуды начали появляться в России после развала СССР (до развала В СССР был один Макдоналдс в Москве, построенный в 1989 году). Так что применить синоним "поколением Фаст-фуда" можно и к поколению Y в России.

Сейчас нас больше всего интересует поколение Y и то, как они ведут себя Интернете и как они покупают. Что влияет на их выбор.

Стоит заметить, что адаптацию Теории поколений Штрауса и Хоува выполнила в 2003-2004 году команда под руководством Евгении Шамис - координатора проекта «RuGenerations». Главными ценностями выявлены свобода, «fun» , гражданский долг и мораль, ответственность, наивность и умение подчиняться, немедленное вознаграждение.

Поколению Y наши старые знакомые Нейл и Вильям выделили временной период с 1983 по 2003. Мы же разделим их на две половины. Первая: раннее У-поколение, рожденные с 1983 по 1995, и позднее с 1995 по 2003.

Из основных отличий – жизненные приоритеты. У первой половины Y-поколения они несколько другие. На первое место выходят семейные ценности, а вот личные успех и карьера уже на втором месте. У второй половины на первом месте карьера, путешествия, личный успех, легкое общение со сверстниками (по версии GISAP из репрезентативной выборки из 160 человек, учащихся). Семейные ценности отходят на второй план. Они не хотят быть похожими на своих родителей, которые рано начинали самостоятельную жизнь и «жили для того, чтобы работать».

Это поколение новой творческой интеллигенции, они тянутся к практическим областям знаний, активно ведут Instagram и не интересуются новостями, которые не имеют отношения к их деятельности (ист. Mashable)

Потребитель-игрек всегда четко знает, какой Товар и по какой цене ему нужен, может ли он позволить себе взять кредит. При этом ему не нужны рекомендации даже самого опытного консультанта. Его «доверенное лицо», когда дело касается покупок, - Интернет.

Поколение Y развивается по горизонтали, а не по вертикали. Так, вместо того, чтобы карабкаться вверх по единожды выбранной вертикальной лестнице, представитель этого поколения, скорее, будет стараться получить более широкий опыт в нескольких сферах, а работать по двум принципам

Выбирают партнерство, а не подчинение;

Выбирают обмен информацией, а не ее защиту.

Краткое резюме покупательской способности поколения Y. Поколение Y мы разделили на 2 условные "половины".

1. Существует две части поколения в зависимости от даты рождения и покупают они немного по-разному: у 1 половины поколения в приоритете семейные ценности, у 2 половины поколения: нонконформизм, самостоятельность, отношения, явные отличие во вкусах и приоритетах не как у поколения родившихся в 80-х.

2. Чтобы что-то купить, первая половина поколения выезжает в моллы, ест с детьми на фудкортах, пользуется сайтами интернет-магазинами, Яндекс Маркетом и смотрит цены на сайтах Российских сетей, покупает в ближайшем сетевом магазине, сложный товар приходит и забирает сам, чтобы сэкономить на доставке.

3. Вторая половина поколения Y находит любую вещь в соц. сетях, затем сам находит где ее купить. Часто это сайт китайский или европейский, иногда купить нет возможности, но он делится ссылкой, показывая всем, что вот тут эту вещь можно купить именно тут. Покупает на ALI, пользуется EBAY. Умеют пользоваться любой электронно-бытовой техникой.

4. Вторая половина поколения Y готова ко всему новому. Как сказал DOM SEBASTIAN в статье на Dazzed (известный художник, фотограф, дизайнер и музыкант): "Это сайбер генерайшн Y".

В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли корыстные ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

Ценности - это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Несомненно до сих пор существуют и признаются такие вечные (истинные) ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

Сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному материальное благополучию, как некому стимулу жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются - «ты - мне, я - тебе», «успех - любой ценой».

Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.


Отношение к дружбе и товариществу тоже претерпело изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями, работает на результат - лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом - как средство получения новых знаний. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.

Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования - отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. - это также картина кризиса.

Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.

Итак, ценности современной молодежи в России находятся в состоянии диссонанса. Молодые люди на первое место ставят материальное благополучие и независимость, но несмотря на это актуальны такие вечные ценности, как вера, семья, любовь. Молодежи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей.

11. Ценностные ориентации молодежи Европейских стран .

1. Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей. Существует огромная проблема: кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие . За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокуюкоммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.

№ 2(25), 2012 г.

УБУШИЕВА А. Н.

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТАХ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: Статья базируется на материалах исследования, проведенного в 2012 г. в Республике Калмыкия. На основе анализа собранного материала выявлены основные направления ценностных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: молодежь, ценности, идеал, духовность.

Молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны. Молодое поколение своеобразно воспринимает ценности и традиции старшего поколения, что ведет к разрыву преемственности. Между тем, именно на этой основе формируются ее потенциал для развития общества, готовность к усвоению и практическому применению новых знаний, умений и навыков .

Для решения задач в сфере обеспечения преемственности поколений, раскрытия и развития инновационного и созидательного потенциала подростков и молодежи, их конкурентоспособности необходимо учитывать духовно-нравственную составляющую личности молодого человека, что и определило актуальность изучения ценностных приоритетов подростков и молодежи Республики Калмыкия.

Одним из методов исследования стал метод открытых групповых дискуссий (ОГД) с применением проективных методик и анкетирования. Впервые данный метод был применен группой университетских исследователей из Великобритании, Индии и Бангладеш, которая проводила работу по сбору мнений об электрификации сельских поселений в Бангладеш. В России данный метод использовался впервые в ходе работ по проекту «Бедность», финансировавшегося Мировым Банком, к осуществлению проекта был привлечен Всероссийский центр изучения общественного мнения. Открытые групповые дискуссии являются модификацией фокус-групп, они позволяют формировать на множестве в несколько человек механизм работы массового сознания, который далее будет проступать в качестве индивидуальных мнений, реакций, поступков и действий множества отдельных личностей . В процессе исследования мы опирались на практические рекомендации по организации и проведению ОГД известного специалиста в области проведения фокус-групп - сотрудника Левада-центра А. Левинсона.

Результаты нашего исследования показали, что главные жизненные ценности молодежи традиционны - семья, здоровье, друзья, - затем следуют такие ценности как знания, саморазвитие, материальное благополучие, любовь. Замыкают десятку главных жизненных ценностей самореализация, справедливость, возможность приносить людям пользу, свобода как независимость в действиях и поступках и религия (рис. 1).

Рисунок 1. «Что для Вас важнее всего в жизни?» (в %)

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Молодым людям был задан вопрос: «Что в первую очередь для Вас богатство?». И здесь абсолютное большинство участников определило богатство в целом как «Большую семью и много настоящих друзей». Встречались и такие формулировки: «Счастливая и трудная жизнь, проходящая с близкими», «Любовь и уважение окружающих к тебе, когда ты совершил что-то стоящее и за плечами у тебя настоящий поступок», «Семья, духовные ценности», «Семья, богатство материальное, любовь», «Семья, друзья и много денег», «Семья, много настоящих друзей, знания, духовные ценности». Таким образом, семья упоминается во всех перечисленных определениях богатства, данных участниками нашего исследования. Именно в семье закладываются основы нравственности, духовности. Всего несколько человек отождествляют богатство с чем-то материальным: «квартира, машина, вертолет, яхта и много денег».

На вопрос: «Чье мнение для Вас является авторитетным?» - ответы участников распределились следующим образом. На первом месте у молодежи стоит мнение семьи (95,2%). Реже участниками упоминался авторитет друзей (60,2%), учителей (32,5%), религиозных организаций (20,5%). При этом чуть меньше половины молодых людей (43,9%), когда старшие «читают мораль», поступят так, как советуют родители (учитель, педагог или старший). Остальные участники (48,8%) сделают вид, что согласились, но поступят так, как считают нужным, и лишь 7,3% молодых людей считают: «моя жизнь - мне решать». Политические партии, детские организации пользуются авторитетом у 4,8% участников. Наше исследование показало, что влияние СМИ на них признают только 8,4% молодых людей. Однако «психологические эксперименты и наблюдения за рубежом и в нашей стране доказывают другое: телевидение значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его «коварство». Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно» .

Чтобы определить жизненную позицию учащейся молодежи, мы предложили выбрать утверждения, которые лучше всего ее отражают. Среди молодежи наибольшую популярность имеют следующие: «Нужно брать от жизни лучшее», «Строй сам свою жизнь», «Быть первым во всем». Это свидетельствует о том, что у молодежи отмечается ярко выраженное стремление к индивидуальности, достижению цели, самостоятельности. Выбор таких фраз, как: «Не оставаться равнодушным», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - «золотое правило нравственности» показывает, что молодому поколению присуща гуманность. В качестве позиции, отражающей жизненные взгляды учащейся молодежи, были также названы такие: «Если хочешь изменить мир, начни с себя», «Цель оправдывает средства», «Оставьте меня в покое».

Духовно-нравственные ценности, занимая в структуре ценностей приоритетное положение, образуются единством морального сознания и моральной практики. Моральное сознание, включающее в себя социальный (объективный) и личностный (субъективный) аспекты, выглядит как комплекс оценок, отражающий действительность сквозь призму одобрений и осуждений, и выражается в осмыслении нравственных норм, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании. Оно включает в себя также взгляды, идеи, представления, идеалы, принципы, убеждения, нравственные чувства. Нравственное поведение - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные ценности и ориентации индивида. Сознание определяет содержание поступков, а поведение раскрывает его. Во взаимодействии моральное сознание и поведение определяют содержание духовно-нравственных ценностей личности (социальной группы), уровень духовно-нравственной культуры. Духовно-нравственные ценности молодежи понимаются как знания и убежденность в их значимости для людей; воплощение этих знаний и убеждений в практической деятельности .

Декларирование приверженности тем или иным нравственным нормам далеко не тождественно тому, как люди ведут себя в реальной жизни. В ходе исследования участникам предлагалось продолжить фразу: «Если Вам нахамили, Вы...»: 41% «выскажут все, что думают об этом человеке», сдержат себя от резкости 35%, а 18% молодых людей считают, что все «зависит от того, как нахамили и кто нахамил», 6% участников «применят силу». При этом 72,3% участников путь к примирению после конфликта склонны искать иногда, 25,3% - всегда, а 2,4% никогда не ищут путь к примирению.

На вопрос: «Как часто Вам приходилось говорить неправду?» - более трети участников ответили: «Изредка (пару раз в месяц)» (37,1%). Крайне редко, только в исключительных случаях позволяют себе солгать 51,8%. Признаются в том, что говорят неправду постоянно, так как без этого не могут, 7,4% молодых людей. И всего лишь 3,7% участников никогда не обманывают.

Интересно было узнать, как подростки понимают духовность, в чем видят ее проявление. Здесь мнение молодежи сошлось на том, что духовность проявляется в вере. В ответах на прямой вопрос о

№ 2(25), 2012 г.

религиозности верующими назвали себя более половины участников (60,2%). Проявление своей веры они выразили через следующие утверждения: «Любовь и сострадание к людям», «Когда дети исцеляются от тяжелых болезней. Когда ты делаешь чистый прогон на тренировке. Когда есть возможность обнимать родителей», «Бог помогает мне идти дальше, просто этого я не замечаю», «Потому что Бог помогает и оберегает людей», «Осуждение, наказание за плохие поступки, грехи». Также молодые люди посещают богослужения в храмах, носят религиозную атрибутику, участвуют в религиозных обрядах. В данном случае следует предположить о наличии определенного интереса к религиозному мирозданию.

Духовность включает в себя сострадание, заботу, общечеловеческие ценности. Проявляют сострадание и милосердие к окружающим, попавшим в сложные жизненные ситуации, более половины участников (67,4%), другие утверждают, что помогать необходимо только своим близким (31,3%). Только 1,2% учащейся молодежи полагают, что каждый сам создает себе проблемы, и ответственность лежит на самом человеке, поэтому помогать окружающим не надо.

В структуре безнравственных поступков у молодежи на первом месте стоит жестокое обращение с животными (62,6%). Затем следуют такие поступки, как: предательство (55,4%), аморальные поступки (54,2%), публичное проявление неприязни к представителям других национальностей (54,2%). На пятом месте стоит употребление наркотиков (51,8%), далее хамство, грубость (36,1%) и оскорбление (30,1%). На последнее место было поставлено употребление алкоголя (19,3%), что не может не настораживать.

Духовно-нравственное развитие молодежи напрямую связано со стойкостью нравственного идеала. Известно, что понятие «идеал» представляет собой «образец, нечто совершенное, высшую цель стремлений» . Представления о нравственном идеале передаются от поколения к поколению через образцы конкретных людей, в той или иной степени воплотивших этот идеал: исторических деятелей, героев, подвижников, значимых близких людей, - конкретизируются в современных представлениях об образцово-нравственной личности, в морально-правовых представлениях, представлениях о Родине .

Проведенное исследование показало, что для большинства участников идеалом являются родители, семья, родные - в основном мама, реже папа, дедушка, бабушка, тетя, сестра, что по сравнению с другими исследованиями достаточно высокий процент. Среди современных звезд сценического искусства, известных спортсменов, предпринимателей свои идеалы находит каждый четвертый представитель учащейся молодежи. Это Сергей Бодров, Эминем, Дж. Стэтхэм, Тейлор Свифт, Дарья Дмитриева, Лэмпард, М. Цукерберг. Здесь немаловажным фактором выступает то, что они, по мнению участников, «добились всего из ничего самостоятельно, а это достойно уважения». Стоит отметить, что не было упомянуто в качестве идеала ни одного героя литературного произведения, художественного фильма. Это свидетельствует о существенном изменении факторов, формирующих ценностные ориентации нынешней молодежи. Только 2 человека назвали в качестве идеала людей, занимающихся наукой, Григория Перельмана, выдающегося российского математика, и своего преподавателя. У каждого седьмого участника нет своего идеала. В целом, структура преставлений об идеалах имеет положительный окрас.

Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое. Досуг представляет собой важнейшую сферу повседневности, которая же за годы экономических перемен в России, претерпела в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, критериями самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой.

В связи с падением уровня общей культуры, распространением элементов упрощенной массовой культуры в сфере досуга наиболее заметны изменения ценностей и ценностных ориентаций. Наибольший приоритет в досуге молодое поколение отдает так называемым «пассивным» его видам, а именно: 78,3% участников проводят свободное время за компьютером (в сети Интернет) и телевизором (39,8%) (рис. 2). При этом больше половины молодых людей, участвующих в исследовании, отдают предпочтение развлекательным передачам, каждый четвертый - зарубежным сериалам. Многие в свободное время общаются с друзьями, занимаются спортом, хобби. Только каждый пятый участник нашего исследования свой досуг время проводит за чтением книг, всего 6% молодежи читают газеты и журналы, которые все чаще заменяют компьютер и телевизор с их эклектичностью и мнимым плюрализмом.

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Рисунок 2. «Как Вы обычно проводите свое свободное время?» (в %)

На вопрос: «Какую литературу Вы чаще всего читаете?» - ответы по содержанию распределились следующим образом: 23,9% учащейся молодежи отдают предпочтение иностранной литературе, 22,7% - русской классической, 20,4% - современной русской литературе, 9,1% - научно-популярной литературе, 4,5% - исторической и мемуарной литературе. Участниками указывались и такие жанры литературы, как: фантастика, фентези, зарубежная классика, произведения советских писателей 20 века. При этом на вопрос: «Что Вы сейчас читаете?» - значительная часть участников (30%) не смогли дать ответ. Можно предположить, что литературная классика, скорее всего, сохраняется в сознании подростков и молодежи благодаря ее преподаванию в школе.

Отдельно хотелось бы выделить тот факт, что участники исследования практически не интересуются событиями в жизни нашей республики, национальной литературой. Так, на просмотр передач на национальном телевидении приходится всего 3% ответов участников, читают национальную литературу только 3,4% молодого поколения, что можно объяснить недостаточным знанием языка. Это свидетельствует об утрате национальных ценностей молодым поколением.

Важным для общества ценностным показателем является значимость различных профессиональных видов деятельности у молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями, «духом времени» и «формами жизни». В ходе исследования молодым людям было предложено назвать важные для них профессии. Современная молодежь более всего ценит деятельность врачей, что означает, прежде всего, ориентацию на здоровье свое и близких, учителей, педагогов. Популярны профессии экономиста, юриста. Затем следуют такие профессии, как: работники правоохранительных органов (полиция, ФСБ и т.п.), сотрудники МЧС, пожарной службы. То есть молодые люди признают важность тех профессий, которые необходимы для комфортной, безопасной жизни, кроме того, эти профессии традиционно считаются самыми гуманными и социально значимыми. Стоит отметить, эти профессии достаточно хорошо оплачиваются, поэтому можно предположить их материальную заинтересованность. Среди молодежи популярна профессия программиста, что соответствует современным условиям жизни, когда компьютер является ее неотъемлемой частью. Также популярны профессии архитектора, дизайнера, повара.

Нам было интересно узнать мнение молодых людей о современной молодежи, они должны были охарактеризовать ее одним словом (прилагательным). В ответах преобладают положительные оценки: в дискуссии звучали такие характеристики - «хорошая», «саморазвивающаяся», «веселая», «спортивная», «душевная», «активная», «коммуникативная», «продвинутая», «образованная» и т. п. В качестве отрицательных оценок давались следующие: «невоспитанная», «неадекватная», «деградирующая», «неблагодарная», «безнравственная», «наглая», «безалаберная», «ленивая», «легкомысленная», дерзкая», «меркантильная», -- доля которых составила одну треть от полученных ответов.

Чтобы определить, какие проблемы волнуют молодежь, мы предложили ответить на вопрос: «Что в настоящее время Вас беспокоит больше всего?» Учитывая то, что проблемы волнуют каждого человека по-своему, ответы можно распределить по степени удаления от личных интересов и потребностей к

№ 2(25), 2012 г.

социальным. Таким образом, все проблемы можно разделить на личные и общегражданские, социетальные (относящиеся к обществу и лишь опосредованно влияющие на личную жизнь) . Учащаяся молодежь Республики Калмыкия больше всего обеспокоена общегражданскими проблемами, наиболее типичными высказываниями были: «упадок страны», «проявление неприязни к представителям других национальностей», «коррупция», «маленькая пенсия», «преступность», «терроризм», «рост цен», «группировки». Чуть меньше участников волнует будущее своего народа, и здесь речь идет о представителях калмыцкой национальности - «вырождение нации», «утрата моральных ценностей -традиций, языка», «исчезновение языка». Личные проблемы, уступая место социетальным, отходят на второй план: «сдача экзаменов», «проблемы с учебой», «материальное благополучие», «отношения с родителями, сверстниками», «проблемы со здоровьем», «мое будущее», «поступление», «выбор профессии», «вступление во взрослую жизнь». Реже в дискуссиях звучали такие высказывания как: «неуважение к старшим», «неподобающее поведение людей на улицах», «грубость, наглость».

Таким образом, результаты исследования показали, что современное молодое поколение по-прежнему ориентировано на традиционные ценности, отдавая предпочтение семье, друзьям, здоровью. У молодежи сохраняется приоритетность роли семейно-родственных отношений. Забота, внимательное, уважительное отношение к родным, родственникам и окружающим их людям получили прочное закрепление в моральном сознании и поведении молодых людей. Современная молодежь больше обеспокоена общегражданскими проблемами, чем личными. Большинство представителей данной социальнодемографической группы ориентированы на гражданско-нравственные ценности, переживают за судьбу своей страны, своего народа, при этом у них практически отсутствует интерес к национальной культуре своего народа. При том, что больше половины участников нашего исследования верующие, религия занимает последнее место среди их жизненных ценностей. Непоследовательность молодых людей в своих суждениях свидетельствует о характерной для молодежи противоречивости мнений в оценке ценностных предпочтений.

2. Качественные методы. Полевые социологические исследования. / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон; под ред. И. Штейнберга. СПб. Алетейя. 2009. С. 356.

3. Семенов В. Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ. / В. Е. Семенов // Вестник политической психологии. 2004. № 1. С. 62 - 66.

4. Мелекесов, Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования. // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 8. С. 94 -97.

5. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Современная энциклопедия. 1991. Т. 1. С. 863.

6. Воловикова М. И. Представление русских о нравственном идеале. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2005. С. 312.

7. Орлова В. В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе. /В. В. Орлова // Социологические исследования. 2009. № 6. C. 95 - 99.

8. Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи. / В. В. Гаврилюк, В. В. Маленков // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 44 - 50.

Реферат по дисциплине “Социология”

Выполнила студентка группы БС-30 Чагина В.В.

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Новосибирск 2005

Введение

Данная работа посвящена анализу предпочтений и ценностных ориентаций современной городской молодежи. Тема показалась мне интересной, потому что от того, каким будет уровень образования и профессиональной подготовки нынешнего молодого поколения, от его мировоззренческих позиций, желания и умения активно участвовать в возрождении России во многом зависит завтрашний день нашей страны.

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы: религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, моральные принципы и приемлемость их нарушения, представления о счастье и др.

Молодежь – важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу. Но не следует забывать, что представители различных социальных групп и регионов имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, отличаются разным уровнем образовательной и культурной подготовки. А требования к ним чаще всего предъявляются одинаковые. И не все выдерживают.

Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в самых различных областях и сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что мы сможем оставить после себя своим потомкам.

В практической части работы представлены результаты исследования сверстников на предмет их жизненных предпочтений и ценностей. Я попыталась проанализировать ответы, полученные с помощью анкетирования, и составить социальный портрет современной молодежи от 17 до 21 года.

Глава 1. Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы.

Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся.

Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь.

Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в различного рода околорелигиозные секты, увлекаются мистикой и колдовством.

Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем.

Молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно – исторического общества.

Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия: переворот в социально – экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т. к. старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее – быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально – нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Разрушительное влияние на процессы образования и воспитания оказал развал СССР. Тем самым было уничтожено единое экономическое, культурное и образовательное пространство.

Социально – политический кризис в стране влияет не только на образование, но и на гражданское воспитание молодежи. Низкий авторитет власти, особенно исполнительной, межнациональные конфликты, криминальная обстановка в стране, неопределенность перспектив развития, тяготы экономики – все это не способствует воспитанию патриота своей страны, человека достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям.

Образование должно быть более глубоким, разносторонним. Вступающее в жизнь поколение понимает, что без хорошего, высококлассного образования в 21 веке делать нечего.

Развитие правосознания идет с серьезным отставанием от происходящих в стране политических процессов. Молодежь быстро убеждается, что живет в неправовом государстве, где законы нарушать очень и очень легко, где многие жулики и воры, создатели разного рода “пирамид”, взяточники остаются безнаказанными.

Средствами массовой информации постоянно называются стремление к успеху любой ценой, принцип “деньги не пахнут”, модель так называемой “жизнеспособной личности”, расталкивающей крепкими локтями окружающих и исповедующей социальный расизм. Прагматики предлагают пожертвовать “слабыми и неприспособленными к жизни людьми, чтобы смогли выжить наиболее сильные и продвинутые”.

В то же время часто можно услышать, что нынешней молодежи жить непросто: надо учиться, добиваться новых ступеней развития в условиях “новой” России.

За последние годы было создано немало мифов о молодежи. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается.

Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее.

Молодежь – одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. В обществе крайне низок престиж профессионализма. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к “утечке мозгов”.

У значительной части молодежи укоренились представления об ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны – это лишь цепь трагических преступлений и обмана.

Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.

Разумеется, ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более – ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими СМИ. Причем этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, чтобы люди легче усваивали их на образно – эмоциональном уровне.

При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых “правильных” героев телевизионных сериалов.

Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, телевидение. Но не всякая семья может дать достойное воспитание, а телевидение из воспитательного превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе культуры массового потребления. Подростки принимают за “правду жизни” все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь. Пока взрослые спорили о том, какой должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, неконтролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды воспитания уже дают свои всходы. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа.

Глава 2. Система ценностей молодого поколения

Молодое поколение – это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо “наследует” социальный статус семьи, либо характеризуется “будущим” социальным статусом.

Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей подростков – благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. В этой области отечественной наукой накоплен богатый опыт проведения эмпирических и теоретических исследований, получены важные научные результаты. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки – завтрашние активные участники всех социальных процессов.

Специфическим объектом исследований является старшая возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой – их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием “взрослых” потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Именно эта группа – хороший “барометр” протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес к данной когорте определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно – в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование смысложизненных ориентаций и ценностей молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.

Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности – это то, ради чего люди живут и что ценят.

К сквозным ценностям, которые являются стержневыми практически в любой сфере деятельности, можно отнести трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие и другие. Фундаментальными мы называем ценности, которые не зависят от сферы жизнедеятельности.

Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения – явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена. Каждая роль – совокупность общих значений, без освоения которых невозможна коммуникация, установление социальных связей человека с миром.

Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, а также от осознания этой возможности самим человеком и его желания совершить определенный выбор. Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с анализом их “индивидуальных эквивалентов” – ценностных ориентаций. При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов – преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.

В конечном счете, традиционные ценности – это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне – конкретные родители влияют на своих детей. На поколенческом - молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентаций молодых чаще всего переходит с поколенческого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, - и тут проявляется второй момент, - что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что “подростковый период” переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня “отцам” открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни.

Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.

Ценностные ориентации очень тесно связаны с идеалом. Мы вправе сказать, что ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

Сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

Расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

Развитие – такое изменение в ценностно – ориентационной системе личности, когда обогащается внутренне содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

Возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;

Признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

Стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;

Желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Такое положение дел явилось следствием ряда причин:

отношение к подрастающему поколению как к объекту воспитания, что подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются прежде всего исполнительские, конформистские наклонности человека;

отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;

отсутствие социальных программ, рассчитанных на воспитание самодеятельности подрастающего поколения, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;

неготовность, а порой и нежелание педагогов работать над развитием самодеятельности подрастающего поколения.

Молодое поколение оказывается более категоричным в суждениях и, что на первый взгляд парадоксально, более сплоченным, чем их родители. Например, анализ смысложизненных ценностей показывает, что имеются некоторые существенные различия в распределении альтернатив, по сравнению с родительской структурой ценностей. Смысложизненные ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке убывания значимости): 1. “Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 2. “Вера в бога – это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл”. 3. “Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше”. 4. “Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр”. 5. “Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода.” 6. “Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение”. 7. “Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни”. 8. “Жизнь человека – высшая ценность, только закон может посягнуть не нее”.

Ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе.

Необходимо отметить существенное противоречие в формировании ценностного сознания молодого поколения: при установке “иногда нужна ложь во спасение” оно попытается достичь “спокойной совести и душевного покоя”. Данная установка достаточно интересна и может служить темой отдельного научного поиска в анализе молодого поколения. Конечно, им трудно будет сочетать стремление к душевному покою вместе с “ложью во спасение”, однако это не означает, что ребята неискренны. Скорее, это проявление общей закономерности противоречивости общественного сознания эпохи как общей закономерности трансформации, когда один и тот же социальный субъект искренне убежден в ценности альтернативных подходов. Система ценностей молодого поколения – в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы.

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание – важная задача школы и вуза.

Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений и проб.

Высшее образование стремятся получить многие люди. И это очень отрадное явление. Но вузы не могут принять всех желающих. Многие поступают на платные формы обучения, но в нынешней ситуации это очень дорого. Отсюда масса разочарований и огорчений.

Многие молодые люди осознанно связывают свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации.

Молодежь является большой социальной группой населения России. В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями.

Профессиональные предпочтения отражают реальное социальное положение разных профессиональных групп, а также косвенную профориентационную деятельность средств массовой информации. Многие подростки хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит это – не знают. Им явно не хватает информации – и о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. От правильного выбора профессии зависит судьба молодого человека и ничто, кроме нормальной жизни общества и научно – обоснованной профориентации, не может реально помочь молодым людям.

Одна из важных для будущего общества проблем – соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому или индивидуалистическому типу общественного устройства. Оказалось, что несмотря на возросший прагматизм жизни, жесткие условия социальной действительности индивидуализм преобладает. Молодые люди в большей степени согласились бы работать в хорошем коллективе, чем в одиночку.

70% молодых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. “Заграница” них более привлекательна, этим можно объяснить стремление молодых людей получить образование за рубежом или в престижных вузах нашей страны, имеющих связи с иностранными учебными заведениями. Такое образование становится для них залогом, первой ступенью к достижению своей цели – возможности состояться профессионально. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, “которая у человека одна”, но и со своим поколением. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31%; остальные считают, что “дл человека важна оценка своей личной жизни по собственным индивидуальным критериям”.

Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы:

Сферы жизни, значимые в высокой степени – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями;

Сферы жизни, значимые на среднем уровне – учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс;

Сферы жизни, значимые в низкой степени – религия, общество, страна, город, среда обитания.

Обнаруживаются существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых – город, среда обитания, страна, общество.

Большинство молодых людей удовлетворяет жизнь в целом и отдельные ее стороны. Неудовлетворенность молодые ощущают в отношении общества, страны и работы (настоящей или перспектив ее получения).

Что касается социализационных ценностей, то здесь не выявлены существенные отклонения от созданного в литературе образа молодого поколения как поколения, стремящегося проявить свою индивидуальность, не приемлющего традиционных ценностей – норм, что сказывается даже в отсутствии ориентации на ценности своей социальной общности. Так, при анализе социализационной системы была выявлена склонность к расслоению внутри поколения. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений, какую бы сферу он не затрагивал: экономическую, политическую либо духовную: “главное – инициатива, предприимчивость и поиск нового”. Уже по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт.

Глава 3. Исследование предпочтений и ценностных ориентаций городской молодежи

В данном исследовании принимали участие молодые люди и девушки в возрасте от 17 до 21 года. Всего было опрошено 22 человека, в том числе 10 юношей и 12 девушек. Опрос проводился с помощью анонимного анкетирования (анкету см. в Приложении 1), результаты которого представлены ниже.

Ценностные ориентации. При оценке этого параметра было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются семья (31,8%),общение с друзьями(27,2%), работа и здоровье (по 22,7%). Также назывались такие ответы как родные, близкие и независимость (по 13,6%), деньги (9%). Единичными оказались варианты: развлечения, учеба, благополучие и удача, жизнь, секс.

Из достоинств, которые наиболее ценны в людях, особенно часто упоминались доброжелательность и честность (по 37,4%). На втором месте отзывчивость – 22,7%. Для некоторых немаловажное значение имеет культура общения, воспитанность – 18,2%.

На вопрос “Что Вам прежде всего нужно для счастья?” 36,4% опрошенных ответили “друзья”. 31,8% предпочли любовь. Лишь 13,2% считают, что для счастья им не хватает денег.

Анализ способов проведения досуга дал следующие результаты. Дома большинство молодежи свободное время посвящает просмотру телевизионных программ (32%) и чтению различных изданий (18,2%). Среди других вариантов были выпечка, вязание, рисование, разговоры по телефону. У двух респондентов выбор занятий зависит от настроения.

Увлечения, интересы достаточно разнообразны. Наибольшей популярностью пользуется спорт – 40,9% всех опрошенных. Чтение книг и посещение кинотеатров, клубов и т.п. предпочитают 9% молодых людей. Приведем и другие ответы, которые не набрали большое количество голосов: отдых, шоппинг, компьютеры, сетевой маркетинг.

Отношение к религии. Неверующих людей среди опрошенных не оказалось совсем. Оценить свое отношение затруднились 31,8%. Остальные 68,2% верят в Бога, что несомненно радует.

Мнение о работе у большинства респондентов оказалось схожим: 54,5% считают, что “заработок – главное, но надо думать и о смысле работы, о ее общественной полезности, творческом характере и собственной заинтересованности”;18,2% склоняются к тому, что “важен смысл работы, но нельзя забывать и о заработке”. Варианты “хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы” и “хороша работа, которую я люблю, которая дает возможность реализовать мои личные интересы и планы” получили одинаковое количество голосов - по 9%. Причем все молодые люди хотели бы работать в коллективе, а не одни, рассчитывая только на себя.

Как этого и стоило ожидать, у всех, без исключения, опрошенных имеется цель в жизни. Сейчас трудно найти тех, кто не знает, чего бы хотел добиться, каких вершин желал бы достичь. Чаще всего встречаются такие ответы, как иметь семью, детей (59%), получить хорошую профессию, иметь много денег, много друзей, стать сильным и независимым. Также несколько человек хотели бы добиться своих целей.

Вопрос “С каким чувством Вы смотрите в будущее?” особых разногласий на вызвал. Большинство участников исследования смотрят в будущее с чувством надежды и оптимизма (72,7%). Остальные 27,3% относятся к будущему спокойно, хотя значительных перемен для себя не ждут. Пассивного настроя ни у кого выявлено не было. Остается надеяться, что со временем нынешняя молодежь не растеряет имеющийся у нее оптимизм.

Мнения относительно негативных действий. Опрашиваемые высказывали свое мнение относительно того, насколько оправданы различные действия, имеющие негативный характер (см. табл. 1.). Была использована шкала от 1 до 10, где 1 – никогда не оправдано, 10 – всегда оправдано. Перевод шкалы в качественную дал следующие оценки в баллах: от 1 до 2,5 – отрицательное отношение; от 2,5 до 4,5 – осуждающее отношение; от 4,5 до 5,5 – среднее отношение; от 5,5 до 7,5 – отношение, стремящееся оправдать действия; от 7,5 до 10 – позитивное отношение.

Таблица 1

Мнение молодежи относительно оправданности различных негативных поступков

Среди респондентов сложились в целом следующие позиции:

Отрицательная относительно употребления наркотиков;

Осуждающее отношение ко лжи в личных целях, супружеской измене, проституции, абортам, управлению транспортом в нетрезвом виде;

Среднее отношение сложилось к проезду в общественном транспорте бесплатно, скрытию доходов, уклонению от воинской службы;

Стремятся оправдать такие действия как половые отношения до достижения совершеннолетия, разводы.

Если подвести итог всему исследованию, то можно сказать, что ценностные ориентации и предпочтения современной молодежи в принципе достаточно разнообразны. Относительное единодушие молодые люди высказали по вопросам ценностей в жизни, отношения к религии, к будущему. Интересы и увлечения весьма отличаются.

Заключение

Согласно прогнозам, в середине 21 века в общем составе населения люди до 30 лет могут составить около половины всего населения планеты.

Какие идеалы и ценности они унаследуют? Каких политических взглядов будут придерживаться? Какими станут родителями? Какие специальности и профессии их привлекут? Какие религиозные взгляды будут исповедовать?

Сейчас очень сложно прогнозировать ответы на эти вопросы. Важно другое – верить и надеяться, что не прервутся преемственность поколений и диалог культур, что потребительская психология не станет смыслом жизни, что судьбы страны не будут для молодых чужими.

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Проведенное исследование доказывает, что социальный портрет молодого поколения, как и во все времена, очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь. С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие здоровье, престиж, материальное благополучие. Они готовы прилагать серьезные усилия для получения хорошего образования, но при этом желают после учебы иметь легкую и прибыльную работу. Для них очень важна свобода мыслей, суждений, действий.

В структуре молодежного досуга преобладают пассивно - потребительские типы времяпрепровождения, снижаются созидательно – творческие формы активности.

У современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования.

Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь – главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.

Список литературы

Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000

// СОЦИС: Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков, М., “Наука”, № 2, 2001, с. 87-92

3. // СОЦИС: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации, М., “Наука”, № 1, 2002,с.96-105

4. // СОЦИС: Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи, М., “Наука”, № 1, 2002, с.105-110

Приложение 1

Укажите Ваш пол: Мужской Женский

Укажите Ваш возраст: ___Что для Вас самое ценное в жизни?(3 пункта в порядке убывания значимости):

1. _______________________________________________________2. ________________________________________________________3. ________________________________________________________Достоинства, которые Вы больше всего цените в людях:

Ваше представление о счастье? _________________________________________________________Что Вам прежде всего нужно, чтобы быть счастливым?

7. Насколько, по Вашему мнению, оправданы следующие действия? Оцените по 10-бальной шкале, где 1–никогда не оправдано,10–всегда оправдано

Проезд в общественном транспорте бесплатно ____

Сокрытие, если представится такая возможность, доходов, чтобы не платить налоги __Уклонение от воинской службы ___Употребление наркотиков ___Ложь в личных интересах ___Половые отношения до достижения совершеннолетия ___Супружеская измена, измена половому партнеру ___Проституция ___Аборт ___Развод ___Сорить в общественном месте ___Управление транспортом в нетрезвом виде ___Как Вы предпочитаете проводить свой досуг:

Дома ________________________________________________Вне дома ____________________________________________Если бы Ваше свободное время увеличилось, на что бы Вы предпочли его израсходовать? ____________________________________________Ваши интересы, хобби, увлечения? ________________________________11. Ваше отношение к религии?

верующий

неверующий

затрудняюсь ответить

12. Отметьте наиболее близкое Вам утверждение, характеризующее Ваше мнение о работе:

“Хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы”

“Важен смысл работы, но нельзя забывать и о заработке”

“Заработок – главное, но надо думать и о смысле работы, о ее общественной полезности, творческом характере и собственной заинтересованности”

“Работа не нравится, но она нужна”

“Хороша любая работа, если она высоко оплачивается”

“Хороша работа, которую я люблю, которая дает возможность реализовать мои личные интересы и планы”

13. Что для Вас наиболее важно в работе? ___________________________Как Вы хотели бы работать?

один, рассчитывая только на себя

в хорошем коллективе

15. Есть ли у Вас друзья в учебном заведении и (или) вне его?

16. Что бы Вы выбрали?

Коллективное, общее дело

Собственное материальное положение

Постараюсь соединить и то, и другое

17. Есть ли лично у Вас цель в жизни?

18. Если у вас есть цель, то чего Вы больше всего хотите добиться?

Иметь хорошую профессию

Иметь семью, детей

Иметь много друзей

Встретить большую любовь

Иметь много денег

Открыть свое дело, предприятие

Иметь квартиру, много вещей, машину

Стать сильным и независимым

Другое (укажите, что) _______________________________________19. Считаете ли Вы получение высшего образования необходимым в современной жизни?

20. С каким чувством Вы смотрите в будущее?

С чувством надежды и оптимизма

Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду

С тревогой и неуверенностью

Скорее, со страхом и отчаянием

Другое (укажите, что)

Похожие публикации