Социализация молодежи в современных условиях. Сущность и особенности процесса социализации молодёжи. Этапы социализации молодёжи Какие сферы социализации наиболее значимы для молодежи

Социализация молодежи в современных условиях. Сущность и особенности процесса социализации молодёжи. Этапы социализации молодёжи Какие сферы социализации наиболее значимы для молодежи

Социализация молодёжи - процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе.

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Социализация продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

Выделяются агенты и институты социализации .

Агенты социализации молодёжи - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей: родители, родственники, соседи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д.

Институты социализации молодёжи - учреждения, организации, влияющие на процесс социализации молодёжи и направляющие его: вуз, предприятие, армия, церковь, государство, средства массовой информации и т.д.

Так как социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - ближайшее окружение молодого человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п.

Социализация молодёжи проходит этапы, совпадающие с её жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Например :


Поступление в ВУЗ (цикл студенческой жизни);

Женитьба (цикл семейной жизни);

Трудоустройство (трудовой цикл);

Служба в армии (армейский цикл).

Каждый раз, вступая в новый цикл, молодёжь должна многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения) и ресоциализация (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения).

Иногда молодой человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация не может восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей (тюрьма, колония, психиатрическая больница, алкоголизм, наркомания).

Специфика социализации молодёжи состоит в том, что в молодёжном возрасте завершается первичная её стадия и начинается вторичная. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия - это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом. Для нее характерно то, что индивид осваивает нормы и ценности окружения с учетом уже усвоенных им на первом этапе.

Он ориентируется уже не столько на конкретных «других», но на обобщённого «другого», отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

Существенным отличием социализации молодёжи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые вторичные агенты социализации.

Человек – существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, дабы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения – детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе – стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

С начала 90-х годов ХХ века ситуация социализации молодых людей существенно изменилась. Эти перемены были вызваны переориентацией развития общества, экономическими кризисами, развенчание старых ценностей и невозможностью формирования адекватных новых. Особенности социализации молодежи в переходный период, который и по сей день переживает наше общество, заключаются в отсутствии единой линии. Направления социализации нового поколения отличаются от тех, которые были актуальны в нашей стране долгие десятилетия, а также между собой – это отражается в различиях уровня и образа жизни, образования, доступа к информации. Именно в этой неоднозначности заключаются и основные проблемы социализации молодежи.

Особое внимание социологов на современном этапе привлекает политическая социализация молодежи. В условиях индифферентности гражданской позиции подавляющего большинства населения очень важно формировать в молодых людях политическую грамотность и способность к собственной субъективной оценке происходящего.

Под влиянием современных тенденций западноевропейских стран значительное внимание в школах и других институтах образования уделяется гендерным аспектам социализации молодежи. Чаще всего речь идет о равноправии полов, гендерной толерантности и повышении конкурентоспособности женщин на рынке труда.

Этапы социализации молодежи

  1. Адаптация – длится с рождения до подросткового возраста, когда человек усваивает общественные законы, нормы и ценности.
  2. Индивидуализация – приходится на подростковый период. Это выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией».
  3. Интеграция – характеризуется желанием найти свое место в обществе, происходит успешно, если человек соответствует требованиям своего социума. Если нет, возможны два варианта: агрессивное противостояние обществу и
  4. Изменение себя в сторону конформизма.
  5. Трудовая социализация молодежи – охватывает весь период молодости и зрелости, когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу.
  6. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.

Факторы, влияющие на социализацию молодежи

Одним из важнейших мезофакторов является влияние интернета на социализацию молодежи. Именно интернет в целом и социальные сети в частности являются основными источниками информации для современных молодых людей. Через них на молодежь легко воздействовать и управлять.

Социализация молодежи

Общество – это единство социальности и культуры, с которыми неразрывно связана личность. При этом:

  • общество – совокупность субъектов, взаимодействующих между собой;
  • личность – субъект взаимодействия;
  • культура – совокупность ценностей и норм, значений и т.д., которые объективируют и раскрывают эти значения и которыми владеют субъекты.

Молодежь – это социально-демографическая общность, осформированная на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения.

Замечание 1

Социализация молодежи – процесс установления взаимодействия и взаимоотношений между обществом и молодым человеком. Это взаимодействие является соотношением в личности индивидуального и социального, ориентацией на приоритет общественных или личных интересов, которые формируются во время социализации личности.

Социально-психологические особенности и социальный статус молодежи имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и характерных для данного общества закономерностей социализации.

Успешная социализация молодежи невозможна без института семьи, который должен обладать чертами здоровой, полноценной, стабильной структуры. При отсутствии одного из условий социализации социализирующая функция семьи не реализуется в полном объеме, что ведет к росту девиантных и деструктивных явлений в обществе.

Современные виды социализации молодежи

В современной науке выделяют несколько видов социализации молодого поколения:

  1. Эйкуменная социализация. Становление молодежи в определенной природной среде, усвоение и реализация определенных программ взаимодействия с природой, формирование определенного типа сознания, и, соответственно, форм и методов жизнедеятельности.
  2. Мезосоциализация. Конкретно-исторический процесс становления и развития молодежи в инфрасферах родительской семьи, охраны здоровья, быта, воспитания и образования, свободного времени, собственной молодой семьи, в которой поэтапно реализуются определенные программы, соответствующие формы и методы жизнедеятельности.
  3. Экономизация. Овладение молодежью определенными профессиями и специальностями, участие в производстве духовных и материальных ценностей.
  4. Политическая социализация. Процесс вхождения молодежи в политическую жизнь общества, подразумевающее овладение определенными политическими нормами, ценностями, образцами поведения.
  5. Этнокультурная социализация. Формирование способностей к сохранению национальной культуры, поддержание межнационального общения, возобновление традиций.

Особенности социализации молодежи в современном мире

Специфика молодежи проявляется в том, что она находится в процессе перехода от детства к взрослой жизни, переживает этап семейной и внесимейной социализации, интериоризации норм и ценностей, формирования социальных статусов и ролей, профессиональных ожиданий.

Данный процесс проявляется в:

  • специфических молодежных формах поведения и сознания,
  • понятиях молодежной музыки, моды, языка;
  • формировании молодежной субкультуры.

В последнее время заметно оттеснены такие важные составляющие преемственности поколений, как образование и воспитание. Их место занимают институты и ценности культуры массового общества.

Характерные особенности социализации молодежи:

  1. В приоритете становится престижное статусное потребление. Личность все более отчуждается от духовных ценностей, деформируется структура их освоения, средство становится целью. Массовая культура определяет культурную самоидентификацию молодежи, социализацию каждого отдельного индивида.
  2. Цивилизационный, или мировой кризис идентичности, сопровождающийся культурной фрагментарностью, дезорганизацией больших структур и сообществ, разрушением традиций, глобализацией мировых процессов, постмодернизацией, разрушением традиций и ценностей, разрушение идеологических установок.
  3. Предоставление социумом возможностей для формирования и развития индивидуальных особенностей молодого поколения повышает динамику развития общества, однако, иногда дестабилизирует общество, ведет к снижению ресурса его жизнеспособности, нарушает системные связи.

Социокультурное становление молодежи наблюдается при одновременном взаимодействии разных социоприродных факторов и процессов, таких как:

  • самовоспитание;
  • профессиональное педагогическое воздействие;
  • большие и малые группы людей;
  • семья;
  • культура;

Проблемы социализации молодежи

В современном мире молодое поколение сталкивается с рядом трудностей:

  • многообразие социальных связей, ограничивающих возможности целостного восприятия окружающего мира;
  • возрастающая скорость жизненных ритмов;
  • «средства жизни», подменяющие духовные жизненные цели;
  • гедонистическая направленность на получение удовольствия;
  • скорость и непредсказуемость современных социальных преобразований;
  • культурная неоднородность общества;
  • политический плюрализм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2008

    Классические и современные подходы к анализу социализации молодежи. Анализ проблем, оказывающих существенное влияние на данный процесс. Критерии образовательной, профессиональной и общественной социализированности современных российских студентов.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2015

    Характеристика процесса социализации. Соотношение данного процесса с возрастной периодизацией жизни человека, описание социально-педагогических механизмов. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе. Проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2012

    Теоретические аспекты социализации молодежи в современном российском обществе. Развитие молодежных общественных организаций и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Роль общественных организаций в позитивной социализации молодежи.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2011

    Проблемы социализации и восприимчивости молодежи в современном российском обществе. Основные предпосылки для создания благоприятных социально-экономических условий в государстве для формирования здорового, образованного и целеустремленного поколения.

    эссе , добавлен 11.05.2012

    Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях. Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Изучение особенностей церковных организаций как агентов социализации личности. Масштабы и эффекты социализации личности под влиянием Русской Православной Церкви в современном российском обществе. Проблемы участия Церкви в процессе социализации россиян.

    дипломная работа , добавлен 02.12.2015

Похожие публикации