Ретроспективный анализ уголовного законодательства россии о преступлениях экстремистской направленности. Преступления террористической и экстремистской направленности (выписка из статей Уголовного кодекса Российской Федерации) Кратко общая характеристика

Ретроспективный анализ уголовного законодательства россии о преступлениях экстремистской направленности. Преступления террористической и экстремистской направленности (выписка из статей Уголовного кодекса Российской Федерации) Кратко общая характеристика

Экстремистской направленности - тема, которая в последнее время для охраны правопорядка становится все более актуальной. Понимание сути явления необходимо, чтобы правильно классифицировать совершенное деяние, следовательно, назначить за него меру наказания виновному. Корректная классификация, подробная проработка и раскрытие терминологии позволяют совершенствовать правовые нормы и развивать действующую законодательную базу, выявляя, ликвидируя пропуски в ней.

С чего начать?

Рассматривая общую характеристику преступлений экстремистской направленности, необходимо начать с положений УК. Указанная тема поднимается в статье 282.1, в примечании к ней. Здесь указано, что под рассматриваемым явлением следует понимать такие противоправные поступки, на совершение которых человека толкнула ненависть в силу причин принадлежности к расе, религиозной ветви, политической партии, идеологическому направлению, национальности. Также к указанной группе преступлений относятся деяния, совершенные по причине вражды с некоторой общественной группой. Следует говорить о преступных деяниях, если суть события подпадает под положения Особенной части УК, а также пункта "е" первой части 63 статьи УК.

Не менее важным и базовым документом для определения терминологии и понимания сути явления является ППВС о преступлениях экстремистской направленности, принятое летом 2011. В нем рассмотрены нюансы судебной практики применительно к обозначенной теме. Важно уделить внимание и Особенной части УК, а именно статьям под номерами 280, 282.

Объекты явления

Объект преступлений экстремистской направленности - социальные взаимоотношения, вступающие в конфликт с конституционным строем державы. Они нарушают суверенитет, идут вразрез с действующей политической системой. Сюда относят и те поступки, которые нарушают равноправие представителей разных рас и национальностей, религиозных конфессий и иных социальных групп. Объект рассматриваемой группы деяний - общественное согласие.

УК: статья 280

Анализ преступлений экстремистской и террористической направленности начинается с выявления причин произошедшего. Поскольку нередко это объясняется подстрекательством, сторонним призывом, стимулировавшим человека на противоправный поступок, в законы была введена отдельная норма, устанавливающая наказание за инициацию такого рода деятельности. Объективно рассматриваемое в указанной статье преступление имеет два основных значимых признака: призыв к совершению поступка должен быть публичным и стимулировать аудиторию сделать нечто, имеющее экстремистский характер. Указанные признаки должны присутствовать одновременно. Если хотя бы один из них отсутствует, состав преступления не полон, то есть событие нельзя рассматривать по 280-й статье.

Уточняя объективную сторону преступлений экстремистской направленности, необходимо четко понимать, что означает призыв к их совершению. Проявление должно быть внешним, а деятельность обвиняемого - четко целенаправленной. Призыв имеет своей целью повлиять на сознание аудитории, ее поведение, заглушить волю, дабы стимулировать на совершение некоторого поступка в интересах обвиняемого.

Призывы бывают самыми разными: в форме речи, написанного текста, демонстрации или изображения, плакатов. Адресатом в случае призыва является некоторая неопределенная совокупность людей. Если адресат - всего лишь один человек, случай не может рассматриваться как подстрекательство.

Продолжая тему

Рассматривая далее причины преступлений экстремистской направленности в виде призывов, необходимо обратить внимание, что в настоящее время в законах нет точной трактовки сути публичности явления, что рождает определенные сложности в применении положений и правил на практике. К примеру, чтение некоторого экстремистского текста: можно ли считать его призывом? Являются ли таковыми книги, изданные по авторским работам руководителей фашистских итальянских партий или немецких национал-социалистов? В момент чтения такой книги с ней знакомится лишь один человек, но неограниченное количество экземпляров не позволяет оценить, как велика охваченная аудитория, насколько много лиц ознакомятся с вопросом.

Еще один тонкий момент, связанный с определением преступлений экстремистской направленности - попытка их оправдать, наказуемая по закону. Публичное оправдание - это признание идей и их реализации корректными, нуждающимися в подражании и следовании им. Но уточнения публичности здесь нет, толкования слова в законах и других статьях не представлено, поэтому применение положения в реальности затруднено.

Актуальность проблемы

Почему предупреждение и раскрытие преступлений экстремистской направленности в настоящее время становится столь актуальным и проблематичным вопросом? Это связано с увеличением числа подобных случаев, а также с обилием жертв. В экстремизм, терроризм занимают все более значимое место. Для многих такие явления стали едва ли не обыденными. В некоторой степени это объясняется структурой общества, сформированного многочисленными группами, отличающимися друг от друга по определенным признакам, на основе которых может сформироваться вражда или ненависть. Как показывают исследования, отрицательные тенденции, связанные с таким неприятием группами друг друга, характерны не только нашей державе, но и ряду других стран. Политологи, социологи объясняют это глобализацией.

Преступления экстремистской направленности могут совершаться все чаще еще и по причине экономического кризиса планетарного масштаба - в его условиях ненависть к отличающимся людям, расизм становятся все сильнее. Избежать ухудшения ситуации, как отмечают специалисты, можно лишь совместными усилиями. Необходимо бороться с усилением нетолерантности, в том числе со страхом мусульманства, ненавистью к евреям. Важно учитывать, что в настоящее время немалую роль в распространении экстремистских идей играют новейшие технологии.

Настоящее и будущее

На основе юридического анализа преступлений экстремистской направленности была разработана Стратегия нацбезопасности. В ее положениях указано, что нацинтересы требуют исключения национализма, ксенофобии, сепаратизма, экстремизма. Это касается не только светской жизни, но и религиозных идей и движений.

В принятом на госуровне документе указано, что нацбезопасности угрожает экстремизм со стороны представителей групп, объединенных по признакам религии, этноса, нации и иным, если таковые действуют, дабы нарушить единство, целостность державы, стабильность обстановки внутри, как политической, так и общественной. Изучая этот документ, посвященный преступлениям экстремистской направленности, можно заметить, что стратегия обеспечения нацбезопасности, принятая для нашей страны, предполагает охрану конституционного строя, обеспечение стабильности благодаря совершенствованию работы правоохранительных органов. Бороться с преступлениями обозначенной группы необходимо в первую очередь превентивными методами, предупреждая их, пресекая, выявляя и определяя на фоне прочих негативных событий принадлежащие именно к экстремизму, терроризму. Впрочем, специалисты считают, что реализовать все указанные цели можно лишь в случае, если комплексно изучить само явление преступлений, а в настоящее время для этого все еще не собрано достаточно сведений.

Правовая база и актуальность борьбы

Как и многие другие страны, РФ согласилась с конвенцией, подписанной в Шанхае в 2001 и посвященной преступлениям экстремистской направленности. В документе все страны-участницы признали, что экстремизм угрожает безопасности человечества в планетарном масштабе, препятствует формированию между странами дружественных отношений, не позволяет человеку осуществлять свободы, права, обеспеченные ему законами. Сепаратизм, экстремизм, террористическая деятельность - угрозы для безопасности территории, стран, стабильности в аспектах экономики, общества, политики.

Еще одна конвенция, посвященная преступлениям экстремистской направленности, была принята четырьмя годами позже в Астане. В ней сформулировали задачи, указали на необходимость сформировать общие подходы к борьбе с указанными явлениями, а также отметили, что правовые нормы всех участников необходимо развить и привести к общему виду таким образом, чтобы борьба с терроризмом велась максимально эффективно.

Развитие проблемы

Не секрет, что преступления экстремистской направленности могут совершаться представителями самых разных социальных групп. В настоящее время проблема носит транснациональный характер. Экстремизм является серьезной угрозой безопасности для большинства держав, существующих в наши дни. Это не просто опасность для здоровья и жизни граждан, но и фактор, способный разрушить взаимоотношения между державами. Конфликты, противоречия, и без того не утихающие между разными государствами, под влиянием экстремизма, терроризма могут стать лишь еще активнее. Предположительно, справиться с этим должна помочь унифицированная правовая система предупреждения и противодействия указанному явлению. А это возможно лишь в случае, когда представители всех стран объединятся, чтобы внести работающие правки в законы держав.

Уголовно-правовой анализ преступлений экстремистской направленности показывает, что динамика ситуации во многом зависит от работы местной правоохранительной системы. Она определяет структуру таких событий. Задача органов охраны правопорядка - предупреждать и пресекать террористические, экстремистские деяния, выявлять и наказывать нарушителей. Речь идет не только о букве закона, но и реальных действиях, предпринимаемых на практике. Успеха можно добиться, зная специфические особенности, объединяющие большинство лиц, способных на указанные преступления. Понимая их психологию, можно результативнее подходить и к расследованию, и к предупреждению событий, а также более удачно сформировать процедуры наказания.

О признаках

Решать, относится ли некоторое противоправное деяние к классу экстремистских или террористических, можно, проанализировав его особенности и специфику. К преступлениям экстремистской направленности относятся деяния, направленные против общественных взаимоотношений, причиняющие им вред или претендующие на это. У объекта преступления есть основные и факультативные признаки. Первая группа - общественные отношения, охрана которых реализована через уголовное законодательство, вторая - предмет явления, потерпевший.

В последнее время популярностью пользуется идея проведения уголовно-правового анализа преступлений экстремистской направленности через деление объекта на четыре уровня: общий, род, вид, непосредственный. Есть и другой вариант: вертикальная классификация, в рамках которой типовой уровень делится на сложный, подобщий, составной, надродовый.

Непосредственный объект принято делить на основной, дополнительный, факультативный. Альтернативный вариант классификаций преступлений экстремистской направленности предполагает разделение объектов деяний на обязательные и прочие; при этом прочие делятся, в свою очередь, на обязательные, факультативные, альтернативные.

Это важно!

Как выше было указано, к преступлениям экстремистской направленности относятся деяния, направленные на дестабилизацию общественной обстановки. В то же время большая часть подобных событий посягает на личностные интересы. Страдает здоровье граждан, возможны летальные исходы, ущемляются свободы и права, регламентированные конституцией державы. Кроме того, в рамках события угнетается общественная безопасность, правопорядок в социуме, нравственность сообщества и централизованная власть, поскольку преступления направлены на подрыв безопасности страны и ее строя.

Причины и последствия

Почему в последние годы все чаще имеют место события рассматриваемого типа? Экстремизм, угрожающий нацбезопасности, тесно связан с общественными проблемами, социальными сложностями, нестабильной обстановкой в обществе. Молодые люди, пытаясь найти свой путь в этом мире, оказываются в условиях, когда прежние стереотипы уже потеряли свою силу, а новые соцотношения еще не сформировались достаточно четко. Это рождает растерянность и недоверие, негативный настрой и отсутствие веры в будущее, на фоне чего люди становятся более агрессивными. Преступления экстремистской направленности могут совершаться субъектом, нуждающемся в идеологии. Такие люди легко поддаются идеям шовинизма, участвуют в криминальной жизни сообщества.

Переломы, социальные потрясения, конфликты и кризисы - ситуации, которые рано или поздно возникают в истории любого социума. Они связаны с деформацией общества, изменением образа жизни. При определенных условиях возможно формирование ситуации, когда социум теряет ценности, ухудшается материальное благополучие, а перспективы будущего кажутся туманными. Противоречия в такой ситуации лишь углубляются, а экстремизм превращается в одну из самых актуальных проблем. Более того, в подобных условиях с ним крайне сложно бороться, а большинство мер неэффективны, в то время как деяния сильно подрывают и без того нестабильное общество.

Социальная жизнь и экстремизм

Предпосылками к совершению деяний, входящих в представленный в УК перечень преступлений экстремистской направленности (убийство, нанесение вреда, истязание, угрозы, вовлечение несовершеннолетних в такие поступки, организация массовых беспорядков) можно назвать кризис семьи и института воспитания. Ситуация складывается таким образом, что индивидуальность ребенка подавляется в ходе взросления, это сказывается на его инициативе. Свою лепту вносят и семья, и образовательные учреждения. Это провоцирует инфантилизм, прагматизм, отсутствие адаптации к социальной жизни. Человек, на которого повлиял комплекс факторов, может показать склонность к совершению деяний экстремистских, иных нарушающих законы и правила.

Задача предупреждения подобных событий возложена в первую очередь на государство, но пока не удалось разработать и внедрить меры, которые бы позволили решить проблему экстремизма. В прежние времена экстремисты продвигали антиконституционные идеи, выискивая последователей в среде обывателей, но в настоящее время гораздо выше доля тяжких преступлений.

Цели и критерии

Применительно к преступлениям рассматриваемого типа принято говорить о специальной вредоносности. Предполагается, что противоправные деяния в качестве основной цели преследуют нарушить основы конституции и спровоцировать ненависть между представителями разных наций, рас, конфессий. В ряде случаев этого добиваются, формируя движения, течения, объединения, распространяющие некоторую экстремистскую идею. Не всегда легко понять, относится ли продвигаемая идея к указанному типу - для этого необходимо организовать лингвистическую и политологическую экспертизу с привлечением психологов, специализирующихся на этой области.

Один из важных критериев, позволяющих определить принадлежность конкретного деяния к экстремистскому - противоправность. В норме деятельность любой группы лиц, если она связана с экстремизмом, запрещается законодательством. Не менее важный аспект - идеологическая направленность активности этой группы индивидуумов. Они отрицают взгляды других людей, оправдывают свою позицию некоторым учением, которое только они могут истолковать правильно и полностью. Чтобы объяснить свои поступки, виновные в преступлении могут даже отрицать положения собственной идеологии, если они противоречат логике действий.

Современные специалисты по юридическим наукам и психологии, социологии разделяют терроризм и экстремизм, поскольку не все события из первой категории вписываются во вторую. Террористы преследуют в первую очередь влияние на властные структуры; им могут быть присущи экстремистские взгляды, но такое условие не является обязательным.

О спорных моментах

В настоящее время представители разных ветвей власти не пришли к единому мнению относительно возможности классификации некоторых форм хулиганства как преступлений экстремистской направленности. В законодательстве возможность такого рода категоризации указана в 213-й статье, первой части, втором пункте. Не все специалисты по правовым дисциплинам, а также не все представители судебной власти согласны с корректностью включения такой статьи в законы. Аргументируя свою позицию, обычно апеллируют к сути хулиганства как явления: объектом такого преступления являются интересы, взаимоотношения, связанные с социальным порядком. Причислить событие к экстремистскому толку по закону можно, если при этом поступок может нарушить равенство лиц без учета их принадлежности к некоторой социальной группе. В такой ситуации в первую очередь ущемляются интересы, гарантированные УПК, и лишь опосредованно - интересы социального правопорядка.

Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что хулиганство, которое можно было бы отнести к экстремизму, по своей сути отличается в силу различия объекта преступления. Ряд законотворцев обращает внимание на недопустимость объединения в одну уголовную норму преступлений, для которых столь сильно отличаются направления.

О текущих проблемах

Основная преграда криминальному экстремизму в настоящее время - законодательство, УПК, криминологические средства. Перед обществом стоит задача создания систематизированного комплекса научных знаний на базе накопленного криминологией материала для расширения арсенала методов борьбы с экстремизмом.

Обращают внимание, что в последнее время в нашей стране в среднем количество преступлений экстремистской направленности росло приблизительно такими же темпами, как и прочих, но нельзя говорить об абсолютной точности статистики, так как вносились изменения в законы. Некоторые преступные деяния, прежде не классифицировавшиеся в качестве экстремистских, в настоящее время подпадают под такую категорию. Сложность применения законодательства в настоящий момент обусловлена фактом того, что применение оговоренных норм не имеет поддержки в виде осознания криминообразующих признаков, что приводит к некорректному отнесению определенного случая к иной категории и искажает статистическую картину.

Научный подход к криминалистике также не содержит единого решения относительно способа квалификации преступных деяний. На эту тему издано множество учебников и личных трудов, написаны статьи, диссертации и комментарии, но разность подходов в них столь существенна, что ситуация запутывается еще больше.

Проводя анализ статистической информации, прогнозируя, какими темпами рассматриваемая проблема будет развиваться в будущем, многие специалисты приходят к неутешительному выводу об отсутствии работающих методик предупреждения экстремизма. Только активизация общественной активности, привлечение внимания всего социума к проблеме позволит собрать необходимые ресурсы, дабы выработать результативные программы борьбы с экстремистскими преступлениями. Многие ученые считают, что в будущем нас ждет всплеск количества преступных деяний экстремистского характера, они станут более опасными, так как преступники постоянно ищут новые пути и формы, при этом явление по-прежнему будет латентным. Эксперты, занимающиеся этим вопросом, предлагают подходить к решению проблемы, корректируя законы, формируя комиссии по предупреждению и борьбе с экстремизмом, а также через контроль общественного мнения и воспитательную работу с подрастающим поколением.

Направленности относятся преступления, приведенные в широком подходе, а также любые преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренным в п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Так как этот мотив указан в Общей части УК РФ в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, то он распространяется на абсолютно все преступления, независимо от того указан ли мотив в диспозиции статьи Особенной части УК РФ как квалифицирующий признак или нет.

Исходя из того, что круг преступлений экстремистской направленности довольно широк, целесообразно классифицировать преступления экстремистской направленности по различным основаниям.

1) В зависимости от особенностей использования квалифицирующих признаков в построении составов конкретных преступлений

Данная группа преступлений имеет общий объект - государственная власть, а именно основы конституционного строя и безопасность государства. Несмотря на это, они не является однородными.

К ним относятся:

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);

Организацию экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ);

Организацию деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ).

2) В зависимости от родового объекта посягательства выделяют:

Экстремистские преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства («классические» экстремистские преступления ст. 280, 282 - 2822 УК РФ).

3) В зависимости от формы проявления, преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства делятся на:

Преступления, не связанные с деятельностью организаций (ст. 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства);

Преступления, связанные с деятельностью организаций (ст. 2821 УК РФ - организация экстремистского сообщества; ст. 2822 УК РФ организация деятельности экстремистской организации).

Преступления, совершаемые с использованием служебного положения - данный признак содержится в качестве квалифицирующего в части 3 статьи 2821 УК РФ. Поскольку в рамках других составов рассматриваемой группы таких признаков нет, а также, в связи с этим, появляется специальный субъект можно выделить его как еще один вид преступлений экстремистской направленности.


Объектом преступления выступают конституционные основы политической системы Российской Федерации, а также права и интересы граждан.

Объективная сторона преступления включает в себя три группы деяний:

1) создание экстремистского сообщества, т.е. организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений экстремистской направленности.

Создание экстремистского сообщества заключается в активных действиях субъекта по объединению группы лиц, имеющих общность в главном, - приверженности к радикальным действиям по подготовке и совершению преступлений экстремистской направленности.

Преступление признается оконченным с момента организационного завершения созданного преступного сообщества, способного подготавливать и совершать преступления экстремистской направленности;

2) руководство экстремистским сообществом заключается в деятельности организатора по разработке планов экстремистской деятельности, распределении обязанностей среди участников и структурных подразделений и иных действиях, направленных на осуществление сообществом своих функций. Руководить таким сообществом может и лицо, возглавлявшее его создание и иное лицо, признанное влиятельным и авторитетным в преступном мире;

3) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений заключается в их действиях по объединению, координации и взаимодействию в ходе преступной деятельности, а также в разработке планов или условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Субъективная сторона преступления включает в себя прямой умысел и вышеуказанные мотивы экстремистской деятельности. При этом субъект может руководствоваться любым из мотивов либо их взаимосвязанным комплексом.

Субъектом преступления может являться любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.

Предмет преступления - сведения, составляющие государственную тайну

С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.

Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц.

Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п. Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием.

Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами.

Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины.

Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему свою осведомленность и компетентность , подчеркнуть "важность" и "значимость" своей персоны при решении практических вопросов.

Субъект при разглашении - специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, вследствие которого они стали достоянием посторонних лиц и наступили тяжкие последствия.

К документам относятся текстовые и графические материалы, исполненные типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы, типографские карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т.п.), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Документ - это акт, имеющий реквизиты: гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, перемещения, выдачи и работы.

Предметы, сведения о которых образуют государственную тайну , - это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся: закрытые образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.

С объективной стороны преступление включает в себя совокупность трех признаков:

а) деяние, связанное с нарушением установленных правил обращения с документами (предметами);

б) выход документов (предметов) из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия;

в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Правила обращения с документами регламентируются законами и подзаконными актами (инструкциями, положениями, наставлениями).

Нарушения правил выражаются : в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т.п.

Документ считается вышедшим из владения (утраченным), если его нет ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Вместе с тем по отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть в форме и умысла, и неосторожности. По отношению же к наступившим последствиям вина может быть только неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности).

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее допуск к государственной тайне.

ПРИЧИНЫ, СОЗДАЮЩИЕ БЛАГОПРИЯТНУЮ ПОЧВУ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ связаны с изменениями, происходящими с государственных и общественных структурах под воздействием которых формируется внутреннее побуждение совершать указанные деяния

Внутренние факторы, способствующие росту экстремистских проявлений 1) Экономические факторы: экономические кризисы, порождающие безработицу и нищету; криминализация некоторых секторов экономики; большое социальное расслоения в обществе; наличие на той или иной территории запасов природных богатств, что может вызвать рост сепаратистских настроений 2) Социально-политические факторы: ослабление государственной власти и пассивность ее силовых структур; высокая коррумпированность чиновничьего аппарата; криминализация общества; содействие экстремистской деятельности со стороны представителей зарубежных общественных организаций 3) Идеологические факторы: отсутствие в государстве общепризнанной идеологической концепции, находящей поддержку со стороны большей части населения

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". В ст. 1 Закона под категорию экстремистской деятельности (экстремизма) подпали следующие действия: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально - технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ это деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 1)В зависимости от особенностей использования квалифицирующих признаков в построении составов конкретных преступлений: - Преступления, где экстремистские действия выступают как квалифицированная форма совершения другого общественно опасного деяния - мотив (экстремистские действия) является обстоятельством отягчающим ответственность за иные виды преступлений. - Преступления, заключающиеся только в осуществлении деяний, признаваемых экстремизмом - самостоятельные составы, предусматривающие ответственность за отдельные деяния экстремистского характера.

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2)В зависимости от родового объекта посягательства выделяют: - Экстремистские преступления, посягающие на личность, в частности на физическое благополучие конкретного лица, его жизнь и здоровье (ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 136 УК РФ); - Экстремистские преступления, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок (хулиганство, вандализм и надругательство над телами умерших и местами их захоронения); - Экстремистские преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства («классические» экстремистские преступления ст. 280, 282 - 2822 УК РФ).

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 3)В зависимости от формы проявления, преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства делятся на: - Преступления, не связанные с деятельностью организаций (ст. 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства); - Преступления, связанные с деятельностью организаций (ст. 2821 УК РФ - организация экстремистского сообщества; ст. 2822 УК РФ организация деятельности экстремистской организации). - Преступления, совершаемые с использованием служебного положения - данный признак содержится в качестве квалифицирующего в части 3 статьи 2821 УК РФ. Поскольку в рамках других составов рассматриваемой группы таких признаков нет, а также, в связи с этим, появляется специальный субъект можно выделить его как еще один вид преступлений экстремистской направленности.

Объект преступлений экстремистской направленности - это различные по своему характеру общественные блага, на которые посягает экстремистская деятельность. Единого родового и видового объектов преступлений экстремисткой направленности не существует, что обусловлено многообразием видов экстремистской деятельности.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ РОДОВЫХ ОБЪЕКТА: личность человека - ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119; общественная безопасность и общественный порядок - ст. 213, 214; государственная власть - статьи 280, 282. 1, 282. 2 УК РФ. Следует обратить внимание на то, что большинство преступлений экстремистской направленности является двуобъектными.

В Конституции РФ гарантии равенства содержаться в трех статьях, а именно в: ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 29 Конституции РФ. В соответствие с указанными статьями в России: Запрещается создание и деятельность общественных объединений, действия и цели которых направлены на разжигание расовой, национальной и религиозной розни; Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; Закрепляется принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Общественно опасные деяния в преступлениях экстремистской направленности выражается исключительно в форме действий, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько групп: 1)Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ) это высказывания, обосновывающие и утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применение насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп.

2)Действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе (ст. 282 УК РФ). Верховный Суда определил, что «унижение достоинства человека - это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека в своих собственных глазах» . Проще сказать, это дискриминационное отношение к определенному лицу или группе лиц по указанным выше признакам. Унижение может быть выражено в распространение ложных, извращенных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе, верованиях, идеях, событиях, памятниках и документах, позорящих и оскорбляющих этническую или конфессиональную группу либо её отдельных представителей

3)Подстрекательство к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) – форма, в которой реализуются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичные призывы - деяния подстрекателей, сами не осуществляющие экстремистской деятельности, к которой призывают, либо еще не начали её осуществлять. Пленум установил, что публичные призывы это выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Направленность призывов должна устанавливаться с учетом ФЗ «О противодействие экстремистской деятельности» . 4)Создание, руководство или организация деятельности экстремистских сообществ и организаций (ст. 282. 1 и 282. 2 УК РФ).

Субъектом преступлений экстремистской направленности, как и любого другого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. УК РФ различает вменяемых в зависимости от возраста. Так, по общему правилу субъектом экстремистского преступления может быть лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 2822 УК РФ). Наряду с этим, по отдельным категориям преступлений возраст уголовной ответственности составляет четырнадцать лет. В статье 20 УК РФ представлены пять таких составов преступлений экстремистской направленности: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ).

Преступления экстремистской направленности могут быть совершены специальным субъектом лицом с использованием своего служебного положения, что является квалифицирующим признаком (ст. 282 и 282. 1 УК РФ). Служебное положение предполагает наличие профессиональных функций и полномочий, что также влияет на возраст преступника, так как с соответствие с российским законодательством лица могут заниматься трудовой деятельностью (в том числе и связанную с обладанием служебными полномочиями) после достижения совершеннолетнего возраста. А по отдельным профессиональным сферам возрастной ценз еще выше.

Преступления экстремисткой направленности характеризуются умышленной формой вины, что обусловлено объективной стороной составов, которая состоит в совершении осознанных и целесообразных действий. Однако в зависимости от наступления общественно-опасных последствий объем умысла различен. В преступлениях с материальным составом, умыслом охватываются не только действия из экстремистских побуждений, но и последствия. Например, ч. 2 ст. 105 УК РФ умысел распространяется на действия - нанесения побоев и цель таких действий - лишение человека жизни. Для формальных составов преступлений достаточно чтобы умыслом охватывались лишь деяния. Так, для квалификации деяния по ст. 282. 1 УК РФ достаточно умысла на создание экстремистского сообщества без достижения каких-либо результатов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

И.С. СУХАНОВА,

адъюнкт очной формы обучения кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России,

старший лейтенант полиции

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: [email protected] Научный руководитель: заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Сабанин С.Н. Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Щетинина Н.В.

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения объекта преступлений экстремистской направленности, обусловленной неоднозначными представлениями о сущности таких преступлений и об их месте в Особенной части УК РФ. Ключевые слова: экстремизм, преступления экстремистской направленности, объект преступления, УК РФ.

THE PECULIARITIES OF THE TARGET OF EXTREMIST CRIMES

graduated in a military academy of full-time tuition of chair of criminal law of the Ministry of Internal Affairs Ural legal institute of Russia, senior police lieutenant

Annotation. Article is devoted to a problem of definition of object of crimes of the extremist orientation caused by ambiguous ideas of essence of such crimes and about their place in Special part of the Criminal code of the Russian Federation. Keywords: extremism, extremism-oriented crimes, object of crime, Criminal code of the Russian Federation.

Проблему установления объекта преступления можно назвать одной из наиболее сложных в теории уголовного права и практике правоприменительной деятельности. Учение об объекте преступления на разных этапах своего развития было представлено несколькими теориями, сторонники которых в качестве объекта преступления рассматривали: субъективные права, блага, интересы, общественные отношения, нормы права и др. .

Признавая важность нормального функционирования определенных общественных отношений для общества и государства, законодатель переводит объект уголовно-правовой охраны в элемент состава преступления, устанавливая его границы посредством описания в диспозиции статьи Особенной части УК РФ других его элементов. От того, насколько точно в диспозиции статьи Особенной части УК РФ указана сфера отношений, нормальному функционированию которых преступление причиняет вред, зависит соблюдение принципа законности при применении норм уголовного права, поскольку преступлением признается только деяние, предусмотренное уголовным законом .

Поддерживая доминирующую точку зрения в науке отечественного уголовного права, под объектом преступления мы понимаем общественные отноше-

ния, охраняемые уголовным законом, которым преступлением причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.

Согласно уголовно-правовой доктрине, разделы построены по родовому объекту преступления, главы - по видовому, а статьи - по непосредственному объекту. Следовательно, родовым объектом преступлений, предусмотренных разд. X УК РФ «Преступления против государственной власти», следует считать систему общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства, публичные интересы эффективного функционирования государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также интересы нормального функционирования судебной власти и управленческой деятельности исполнительной власти.

Наиболее опасными из преступлений, закрепленных в этом разделе, являются посягательства на основы конституционного строя и безопасность государства, поскольку они затрагивают фундамент общественного, политического и государственного строя РФ, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность .

Видовым объектом этой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечиваю-

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

щие незыблемость и стабильность основ конституционного строя и безопасности государства.

Однако, по поводу определения непосредственного объекта преступлений экстремистской направленности в литературе нет однозначного мнения. Так, А.А. Турышев предлагает все проявления экстремистской деятельности разделить на две группы по направленности на объект посягательства:

1) преступления, непосредственно направленные на совершение экстремистской деятельности (ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ), в которых основным непосредственным объектом являются основы конституционного строя, направленные на обеспечение целостности и безопасности многонациональной, многорелигиозной страны, что возможно при соблюдении идеи равноправия людей независимо от социальной, идеологической, политической, расовой, национальной и религиозной принадлежности;

2) преступления, содержащие в качестве квалифицирующего признака экстремистский мотив (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, ч. 4 ст. 150, ч. 2 ст. 214, ч. 2 ст. 244 УК РФ) - основной непосредственный объект определяется местом состава преступления в структуре УК РФ, а основы конституционного строя выступают дополнительным факультативным объектом .

Д.И. Леньшин считает, что экстремистские деяния выступают квалифицированной формой совершения таких преступлений, как убийство, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, хулиганство, вандализм, большинство из которых закреплены в гл. 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья», что позволяет сделать вывод о том, что объектом преступлений экстремистской направленности является, прежде всего, физическое благополучие конкретного лица, его жизнь и здоровье. Остальные из анализируемых преступлений посягают на общественный порядок, общественную безопасность и общественную нравственность .

Д.Н. Саркисов полагает, что правильнее было бы считать непосредственным объектом преступлений экстремистской направленности не основы конституционного строя, а нормальные взаимоотношения лиц и групп лиц разных полов, рас, национальностей, социальных групп, языка, происхождения, религии, а также провозглашенный Конституцией РФ запрет на

провоцирование ненависти или вражды по названным и иным признакам .

А.В. Ростокинский, в свою очередь, указывает на тот факт, что без экстремистской деятельности невозможно обеспечить массовую поддержку и исключить массовое противодействие лицам, планирующим и подготавливающим преступления против государственной безопасности, конституционного строя России, мира и безопасности человечества, вследствие чего, объектом рассматриваемых преступлений является общественная безопасность, дестабилизация которой отражается на деятельности государственных институтов и конституционном строе, мире и безопасности человечества опосредованно, т.е. через дезорганизацию взаимодействия институтов публичной власти и общества .

И.И. Бикеев предлагает преступления экстремистской направленности включить в круг преступлений против общественного спокойствия. По мнению автора, анализируемые преступления гораздо меньше посягают на основы конституционного строя и безопасности государства, чем на общественное спокойствие, под которым следует понимать психологическое состояние общества как совокупности индивидов, при котором население ощущает стабильность, размеренность, упорядоченность и нормальное развитие общественных процессов, защищенность охраняемых государством ценностей от преступных деяний, способных причинить вред многим лицам (объектам) .

Мы не разделяем предложенные указанными авторами позиции. Более того, изучение теоретических источников позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к пониманию собственно терминов «общественная безопасность» и «преступления против общественной безопасности».

Так, по мнению В.П. Малкова понятием общественной безопасности обозначается состояние защищенности личности, общества и государства преимущественно от разнообразных внутренних угроз общеопасного (общего) характера . М.М. Мусаев видовым объектом этих преступлений называет общественную безопасность в узком смысле слова, которая включает в себя основы общей безопасности, общественный порядок в узком его значении, безопасность соблюдения специальных правил производства работ или деятельности, безопасность правил обращения с общеопасными предметами . В.В. Боровиков указывает, что преступления против общественной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

безопасности нарушают нормальные условия жизнедеятельности людей, реализации их прав и интересов, функционирования общественных и государственных институтов, поддержания общественного порядка, производства различного рода работ и обращения с источниками повышенной опасности . В.С. Комиссаров отмечает, что преступления против общественной безопасности причиняют существенный вред или создают реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям жизни общества .

Общественную безопасность, действительно, можно считать объектом любого преступления, поскольку в качестве его обязательного признака, наряду с виновностью, уголовной противоправностью и наказуемостью, названа общественная опасность, которая, в свою очередь, является основополагающим оправданием применения к виновному в совершении преступления ограничений и лишений его прав и свобод. Так, А. Лохвицкий считал «опасность действия для общества» обязательным признаком преступления, А.А. Пионт-ковский подчеркивал, что преступная деятельность «сталкивается с теми или иными интересами общежития и создает опасность для существования этих интересов или даже непосредственно их попирает и разрушает. Ввиду этого она представляется обыкновенно деятельностью вредной и опасной для охраняемых господствующим правопорядком благ и жизненных интересов общежития вообще, является деятельностью антисоциальной» .

По мнению подавляющего большинства юристов, общественная опасность преступления заключается в том, что каждое преступление причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. В свою очередь, Н.Д. Дурманов утверждал, что основное содержание преступления в уголовном праве - это общественная опасность деяния, которая, прежде всего, зависит от важности объекта, на который направлено посягательство . Аналогичная точка зрения выражена в известной монографии Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность», где понятие общественной опасности раскрыто следующим образом: «деяние вредоносно для общества, иными словами, общественная опасность деяния состоит в том, что оно причиняет вред или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям ... Ведущими и определяющими для общественной опасности всей совокупности преступлений являются объективные

признаки деяния, а среди них - объект и последствие преступления» .

Понятие «безопасность» содержалось в утратившем силу Законе РФ от 5 марта 1992 г. № «О безопасности», в соответствии со ст. 1 которого под безопасностью понималось «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» заявленное в названии основополагающее определение для данного нормативного правового акта не содержит, однако безопасность государства - это часть национальной безопасности РФ. В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства ».

В п. 37 анализируемого Указа закреплено, что одним из основных источников угроз национальной безопасности России в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Так как многие авторы считают, что нормы о преступлениях экстремистской направленности включены в гл. 29 УК РФ необоснованно, поскольку видовым объектом этих преступлений является общественная безопасность, а не основы конституционного строя и безопасности государства, представляется необходимым проанализировать эти две составляющие.

Общественная опасность преступлений, предусмотренных гл. 24 УК РФ, высока в связи со спецификой объекта посягательства. Именно направленность на нарушение стабильных отношений по обеспечению безопасности общественного спокойствия и нормального жизнеобеспечения общества ставит эти преступления в ряд наиболее опасных. В связи с тем, что преступления данной группы посягают на общественные отношения по обеспечению безопасных условий суще-

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

ствования, жизнедеятельности общества, объединяющим моментом преступлений этой группы является возможность их совершения в любой области жизнедеятельности общества, связанная с причинением тяжкого вреда неограниченному кругу физических лиц, организаций, предприятий, государству. В связи с этим, возможность причинения тяжкого вреда основам конституционного строя и безопасности государства не исключается, поскольку, безопасность государства, наряду с личной безопасностью и безопасностью общества, являются составной частью безопасности в целом.

Следующим аргументом, поддерживающим нашу точку зрения по поводу обоснованного включения преступлений экстремистской направленности в гл. 29 УК РФ, является объяснение С.А. Авакьяна: «Как Конституция является документом и государства, и общества, так и «конституционный строй» надо считать категорией государства и общества. Они имеют единые основы существования и развития. Более того, категория «конституционный строй» отражает устои, прежде всего общества «как среды обитания» государства и далее уже самого государства . Именно таким образом нами понимается и используется дефиниция «конституционный строй».

Помимо вышеназванных замечаний, ученые, занимающиеся изучением обозначенной проблемы, высказывая мнение о необходимости включения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, в гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности», предлагают различные пути выхода из сложившегося положения. Так, Е.П. Сергун под преступлениями террористического характера понимает особую криминальную форму экстремизма, дополнительным характеризующим признаком которой является террор как средство достижения политических целей , поскольку, согласно ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», террористическая деятельность является одной из форм проявления экстремизма. Однако, по нашему мнению, законодатель верно поместил анализируемые преступления в те главы, в которых они находятся, различая их по цели. Преступления экстремисткой направленности совершаются с целью возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды, либо унижения человеческого достоинства; целью террористического акта является воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями.

Отдельные отечественные исследователи, высказываясь за формирование иного, чем в действующем законе, подхода к определению объекта некоторых видов преступлений, затрагивали и вопросы альтернативного объекта преступлений экстремистской направленности. Так, В.Г. Беспалько настаивает на необходимости закрепления в уголовном законе в качестве родового объекта противоправного посягательства такого понятия как «духовная безопасность». Автор предлагает пересмотреть сложившиеся представления о непосредственных объектах отдельных составов преступлений и объединить некоторые уголовно-правовые нормы в самостоятельную главу уголовного закона, которую предлагается назвать «Преступления против духовной безопасности» и включить в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ» .

Таким образом, по нашему мнению, законодатель неслучайно изначально (когда еще данный термин не был так политизирован) поместил анализируемые статьи в гл. 29 УК РФ как специальные нормы, преследуя цель индивидуализации наказания. Общественная опасность преступлений экстремистской направленности велика в силу того, что в качестве потерпевшего избирается не конкретная личность, а представитель какой-либо социальной группы. Поэтому вред причиняется не только фактическому потерпевшему, но и остальным представителям той или иной группы лиц, поскольку они начинают опасаться будущих посягательств в свой адрес. Необходимо отметить, что в настоящее время многие авторы предлагают включить рассматриваемые статьи в гл. 24 УК РФ ввиду того, что под экстремистской деятельностью они понимают, например, массовые беспорядки, хулиганство, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, но эти действия регламентируются существующими самостоятельными составами, предусмотренными ст. 212 и 213 УК РФ соответственно. На наш взгляд, под экстремистской деятельностью следует понимать не уличные драки скинхедов и неофашистов между собой, а действительно деяния, направленные на насильственный захват или удержание власти, на насильственное изменение основ конституционного строя, и созданные для выполнения этих действий организованные формы. Так как, несмотря на закрепленное в Конституции РФ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

идеологическое и политическое многообразие, неконституционны любые партии, организации, общественные объединения, имеющие целью насильственное изменение конституционного строя. Политический плюрализм не безграничен, он опирается на юридические основы, определяющие внешние рамки деятельности общественных объединений, цели которых сопряжены с конституционным строем. Речь идет именно о насильственном изменении. Следовательно, любые призывы или требования изменения конституционного строя РФ в соответствии с установленными Конституцией и законами процедурами не могут признаваться неконституционными; таковыми являются только такие действия (или пропаганда таких действий), которые носят антиконституционный характер и несовместимы с Конституцией РФ. Как представляется, речь должна идти не о психологическом воздействии, экономическом или политическом давлении (забастовки, стачки и пр.), а о насильственном лишении конституционных органов законодательной, исполнительной и судебной власти возможности осуществлять свои функции и полномочия. Формы такого воспрепятствования могут быть различными, но для признания их антиконституционными необходимо реальное использование насилия для изменения конституционного строя РФ . Категория «конституционный строй» предполагает многообразие объединений и взглядов, пусть взаимно и противоречивых, но позволяющих гражданам выразить свое отношение к тому, как развиваются государство и общество.

Боле того, о том, что анализируемым посягательством нарушаются именно общественные отношения, обеспечивающие незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства, свидетельствует указанный законодателем в диспозиции статьи признак субъективной стороны - цель. В свою очередь, преступления экстремисткой направленности совершаются с целью возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды либо унижения человеческого достоинства, целью террористического акта является воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями.

Литература

1. Вишнякова Н.В. Объект и предмет преступлений против собственности. Омск. 2008.

2. Винокуров В.Н. Объект преступления: систематизация и квалификация. Красноярск, 2011.

3. Российское уголовное право. В 2 т. Т. 2. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

4. Турышев А.А. Уголовно-правовая характеристика экстремизма // Научный портал МВД России. № 1. 2010.

5. Леньшин Д.И. К вопросу о классификации преступлений экстремистской направленности // Евразийский юридический журнал. 2010. № 7 (26).

6. Саркисов Д.Н. Уголовно-правовые средства противодействия экстремистской деятельности: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

7. Ростокинский А.В. Об объекте и классификации экстремистских преступлений // Черные дыры в Российском законодательстве. 2012. № 1.

8. Бикеев И.И. Общественная безопасность как объект преступления по российскому уголовному праву // Следователь. 2007. №7.

9. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник / Отв. ред. проф. Л.Л. Кругликов. М., 2004.

10. Мусаев М.М. Уголовно-правовой и криминологический анализ незаконного изготовления оружия (по материалам Республики Дагестан): Дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2004.

11. Боровиков В.Б. Преступления против общественной безопасности: вопросы ответственности и совершенствования законодательства // Уголовное право. 2006. № 4.

12. Уголовное право России. Часть Особенная: Полутом 2: Учебник / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2005.

13. Пионтковский А. А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961.

14. Дурманов Н.Д. Понятие преступления. М., 1948.

15. Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. М., 1969.

16. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

17. Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: уголовно-правовые и криминологические проблемы: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Скудин А.С. Правовые меры противодействия экстремизму: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

18. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие. В 2 т. М., 2011.

19. СергунЕ.П. Экстремизм в российском уголовном праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.

20. Беспалько В.Г. Духовная безопасность как объект уголовно-правовой охраны // Право и безопасность. 2006. № 3-4.

21. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.

В настоящее время экстремистская деятельность представляет собой одну из наиболее опасных угроз конституционному строю и безопасности государства. Несмотря на принятие в 2002 г. Закона «О противодействии экстремистской деятельности» и концентрацию внимания правоохранительных органов на данной проблеме, деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально - политической ситуации в Российской Федерации . Поэтому, вполне закономерен тот факт, что Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что Россия при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и экстремизма наряду с другими преступными посягательствами. Говоря о криминологической характеристике преступлений экстремистской направленности, стоит отметить, что она делится на элементные блоки.

Одним из основных элементов криминологической характеристики является личность экстремиста.

По итогам проведенных исследований учеными - криминологами было выяснено, что в большинстве своем преступниками по делам об экстремизме являются мужчины. Женщины в структуре совершения преступлений экстремистской направленности составляют минимальное количество, в процентном соотношении 92 на 8 по отношению мужчин к женщинам.

Большинство субъектов данных преступлений составляют молодые люди, в возрасте от 14 до 18 лет, которые не имеют постоянного места работы. Данным лицам свойственно объединяться в агрессивно настроенные преступные группы, чаще всего называя себя скинхэдами или национал - социалистами, при этом слабо имеющих понятие о данных идеологий.

Мотивы совершения преступлений экстремистской направленности бывают различными. Это могут быть мотивы ненависти либо вражды с целью причинения вреда здоровью различной степени тяжести, проявления акта хулиганства, совершения акта вандализма, терроризма, надругательства над местами захоронений .

Основными причинами, по мнению ученых - юристов, возникновения преступлений на почве ненависти либо вражды к определенным социальным группам являются:

  1. Конформистское поведение
  2. Преобладание время досуга над временем рабочей деятельности
  3. Криминогенная сфера общения
  4. Нигилизм по отношению к воспитательной деятельности
  5. Неверное истолкование информации, преподносимой средствами массовой информации
  6. Нетолерантное отношение к социальным группам, отличающимся по приверженности к идеологии

Экстремизм среди молодых людей имеет свое начало в пренебрежительном отношении к нормам права и морали в современном обществе, либо в полном отрицании.

Организаторами экстремистской группы являются люди среднего класса, возраста 35 - 45 лет. Существует практика, при которой организатор такой группы передает свои полномочия по управлению группой одному из своих приверженцев или учеников, которые в течение определенного времени занимают место идейного лидера, а организатор, передавший свою роль ученику, становится идеологическим символом.

В психо - эмоциональной сфере у экстремиста присутствуют жестокость, дерзость, жадность, импульсивность, страх, злоба, гнев, эгоизм, замкнутость, максимализм, низкая правовая культура и правосознание, нигилизм общечеловеческих ценностей.

Таким образом, поведение следует рассматривать в качестве особого необходимого элемента при криминологической характеристике экстремизма. В данном блоке характеристики, следует выделить проблему низкого уровня правосознания и правовой культуры граждан. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей борьбы являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) включает в себя несколько видов и способов совершения преступлений экстремистской направленности. К таким способам относятся:

  1. Действия организаций и объединений, осуществляющих религиозную деятельность
  2. Информирование средствами массовой информации (СМИ) о возможности осуществления насильственных действий на фоне ненависти или вражды
  3. Действия физических лиц, направленных на насильственное покушение на конституционные основы Российской Федерации
  4. Нарушение целостного строя России физическими лицами
  5. Насильственный захват власти
  6. Создание незаконных вооруженных формирований для осуществления противоправных деяний на почве ненависти либо вражды к другим социальным группам
  7. Осуществление акта терроризма
  8. Возбуждение ненависти либо вражды по расовой, национальной, религиозной или этнической принадлежности
  9. Возбуждение социальной розни, мотивирование других людей к осуществлению насилия
  10. Хулиганство и вандализм с возбуждением экстремистских настроений
  11. Проведение массовых беспорядков с призывами к насилию
  12. Пропаганда превосходства и индивидуальности над другими социальными группами
  13. Призывы к осуществлению насильственных действий над неполноценными социальными группами
  14. Финансирование экстремистских организаций

Такой признак как публичность, законодатель поясняет как открытый и принятый во внимание большим числом людей. В данном случае не уместно анализировать данный признак с арифметической точки зрения. Каждый определенный случай, квалифицируется правоприменителем в зависимости от способа, обстановки, времени, места совершенного деяния.

Обстановка совершения преступления в некоторых случаях значительно повышает общественную опасность совершаемого преступления. Примером такой обстановки может послужить совершение общественно - опасных деяний во время военной обстановки. Данный признак является одним из обязательных в квалификации объективной стороны. Статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» в части 1 закрепляет следующие действия: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой - либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"» .

Конкретных способов совершения данного преступления законодатель не раскрывает, но исходя из диспозиции данной статьи можно сделать выводы о том, что главной обстановкой совершения этого преступления является публичность. Публичность можно отнести к обстановке, поскольку данная характеристика обладает рядом особенных признаков.

Обстановка преступления экстремистской направленности в условиях коллективность также имеет повышенную общественную опасность, поскольку существует возможность привлечения большого количества людей, способных совершать преступления, сопряженные с применением насилия по отношению к другим гражданам и организациям на почве ненависти либо вражды.

Для правильной квалификации преступлений экстремистской направленности, эффективной работы сотрудников правоохранительной деятельности не будут достаточными знания уголовного права. Для комплексного исследования совершенного преступления необходимо понимание сущности экстремизма, знания криминалистики, криминологии и применения законодательной практики.

Для квалификации преступлений экстремистской направленности важен факт определения того, кого конкретно можно рассматривать в качестве потерпевшего, какой вид вреда здоровью был причинен, какие конкретно последствия преступного посягательства на жизнь и здоровье человека наступили.

Соответственно, можно сделать следующие выводы. Для определения жертвы преступлений экстремистской направленности необходимо выяснить следующие вопросы:

  1. Против кого были направлены эти преступления?
  2. Какое было количество потерпевших?
  3. Фамилия, имя, отчество, имущественное положение, социальное положение, расовая, национальная, религиозная принадлежность потерпевшего.
  4. Какова самоидентификация потерпевшего?
  5. Являлся ли потерпевший объектом посягательства на почве ненависти либо вражды ранее?
  6. Каким образом, и при каких обстоятельствах потерпевший оказался на месте преступления?
  7. Как воспринял потерпевший деяния, направленные на его права и свободы?

Во время изучения обстоятельств, определяющих характер произошедшего экстремистским, правоприменитель исследует следующие ситуации:

  1. Преступления экстремистской направленности сопровождались угрозами и проявлением неуважения к лицам, принадлежащим к определенным социальным группам, расам, национальностям, этническим принадлежностям, религии.
  2. Данные преступления сопровождались распространением печатных или электронных носителей информации, содержащую экстремистские лозунги или призывы.
  3. Преступления экстремистской направленности совершались во время массовых мероприятий

При определении целей и мотивов совершаемых преступлений на почве ненависти либо вражды ученые логично определяют в одну целостную группу, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что цель и мотив являются определяющими признаками преступлений экстремистской направленности, подлежащих доказыванию. Формирование отношения, которое определяет психическое отношение к совершаемому преступлению лицом, является своеобразным рычагом для органов следствия для определения обстоятельств дела.

В современной ситуации большую проблему в выявлении преступлений экстремистского характера вызывает то обстоятельство, что субъективная сторона данного преступления характеризуется не только виной в виде прямого умысла, но и дополнительными признаками - специальными мотивами, уяснение которых является предметом доказывания при расследовании и судебном рассмотрении дел об экстремизме. Правоохранительные органы ведут постоянную работу по внедрению новых криминалистических средств, способствующих своевременному раскрытию и расследованию преступлений и формированию доказательственной базы по уголовным делам, связанным с экстремизмом. Одним из наиболее действенных средств в этой борьбе является применение биометрических идентификационных технологий, а также психофизиологические исследования с применением полиграфа.

Список литературы

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 25. – Ст. 2954.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3031.

3. Сарычева И. В. Криминологическая характеристика преступлений экстремистской направленности. //

Общество и право. – 2014. – № 3 (49). – С. 223–227.

4. Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика личности молодежного экстремиста // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 255–271.

Похожие публикации