Производства по делу о банкротстве. Федеральные арбитражные суды российской федерации. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству

Производства по делу о банкротстве. Федеральные арбитражные суды российской федерации. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству

Для того чтобы осуществить банкротство юридического лица, недостаточно иметь только доказательства наличия внешних признаков его несостоятельности. Любое дело, и, в частности, дело о банкротстве может быть возбуждено в суде не иначе как на определенном законом основании.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает единственное основание для возбуждения производства по делу о банкротстве - подачу заявления о признании должника банкротом.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в арбитражный суд в данном случае подается заявление особого рода, что существенно отличает процесс банкротства от искового производства. Дело в том, что порядок рассмотрения дел о банкротстве представляет собой специфичное производство, у которого имеются свои отличительные атрибуты. В деле о банкротстве нет истцов и ответчиков, а также не участвуют третьи лица. Такие дела относятся к особой категории дел, к которым законом могут быть предусмотрены специальные, по отношению к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации, процессуальные правила (ст. 143 АПК РФ),

В Законе о банкротстве также сказано, что все дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами, независимо от того, кто является кредитором или должником - юридическое лицо или гражданин. Дела о банкротстве не могут рассматриваться третейскими судами (п. З. ст. 29 Закона "О несостоятельности (банкротстве)").

В соответствии с п.2 ст.32 Закона о банкротстве правом на подачу заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды обладают налоговые и иные уполномоченные органы, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

В отличие от обычного иска в заявлении должника должны быть раздельно указаны суммы требований кредиторов в размере, который не оспаривается должником, выделены суммы задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, задолженность по оплате труда и выходных пособий работникам и другие задолженности, в том числе по обязательным платежам.

В заявлении должника должны быть указаны сведения о делах, находящихся в производстве других судов, об исполнительных и других приравненных к ним документах. Данные сведения обязательны, так как производство по этим делам подлежит приостановлению по ходатайству кредиторов.

Должник в своем заявлении должен указать сведения о его имуществе, о наличии средств для покрытия судебных расходов по делу. Кроме этого им должны быть указаны номера своих счетов в кредитных учреждениях и адреса данных организаций.

Определенные отличия имеются между заявлением кредитора и заявлением должника. Заявление должника не может быть им отозвано и подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу. В отличие от заявления должника заявления кредиторов могут быть ими отозваны, что может для примера иметь место в случае удовлетворения их требований должником или заключения мирового соглашения.

В статье 35 Закона о банкротстве определены сведения, которые должны быть указаны в заявлении кредитора. В статьях 34 и 35 Закона указаны обязательные, но не исчерпывающие сведения, которые должны содержаться в заявлении должника и кредитора. Отсутствие хотя бы одного из них дает право арбитражному суду возвратить заявление или отложить разбирательство дела до представления необходимых документов. Однако во многих случаях необходимо указать в заявлении и другие факты. Это необходимо, в частности, для рассмотрения требовании налоговых, иных уполномоченных органов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, прокурора. Так, например, к заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника - юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом несудебном порядке. В остальном, к налоговым органам при подаче заявления о признании должника банкротом применяются те же требования, что и требования, предъявляемые для кредитора.

В ст.43 Закона о несостоятельности указан только один случай, когда арбитражный суд может принять заявление о банкротстве должника при отсутствии некоторых документов - когда обращение в арбитражный суд с заявлением должника для руководителя должника является обязательным. Такое заявление принимается арбитражным судом, а недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.

Кредиторы вправе обосновать свои требования объединенной задолженностью должника по различным обязательствам, а также объединить требования разных кредиторов к должнику и обратиться в суд с одним заявлением.

Закон о банкротстве предусматривает также некоторые особенности, характерные для заявлений о банкротстве должника, подаваемых органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными органами, а также органами прокуратуры.

В соответствии со ст. 38 Закона о банкротстве к заявлению кредитора - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установленном законом порядке. Отличительной особенностью здесь является то, Закон предусматривает для подачи данного заявления те же требования, что предусмотрены в отношении заявления кредитора. Однако в данном случае законодатель допускает оговорку, согласно которой такие правила применяются, если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений.

Очевидно, что законодатель в данном случае поставил Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в некое особенное положение по сравнению с другими субъектами рассматриваемых правоотношений. Однако, с моей точки зрения, такая постановка вопроса является не совсем понятной. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, действительно, участвуют в различных правоотношениях с некоторыми установленными отличиями по сравнению с другими участниками таких правоотношений, что часто объясняется объективными причинами и особенностями этих субъектов.

По моему мнению, перечень документов, которые кредитор должен представить в арбитражный суд при подаче заявления о банкротстве должника должен быть обязательным для всех без исключения лиц, которые в соответствии с Законом обладают правом на обращение в арбитражный суд с заявлением кредитора. Иначе, возникает вполне определенный вопрос; как понимать формулировку "если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений"? В каких случаях Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования могут пренебречь перечнем документов, необходимых для подачи заявления кредитора? Без какого из указанных пунктов данный субъект может обойтись при подаче заявления о признании должника банкротом? Не думаю, что законодатель имел ввиду освобождение заявителей от представления доказательств, подтверждающих наличие обязательства должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срока его исполнения; или доказательств обоснованности требований кредитора; либо доказательств, подтверждающих основания заявления кредитора.

В равной степени нельзя обойтись без перечня прилагаемых к заявлению кредитора документов, подтверждающих обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам или иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора (ст.37 Закона о банкротстве).

Требования, предъявляемые к заявлению о признании должника банкротом, направлены на то, чтобы кредитор мог обосновать свои претензии к должнику, иначе к процедуре банкротства можно привлечь почти любого участника рынка, не подпадающего под общие признаки банкротства.

Но в данном случае складывается ситуация, когда органы Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований могут, если это будет вытекать из существа правоотношений (что тоже является сомнительным исключением), обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом без должной аргументации своих притязаний, находясь в очень выгодной ситуации по отношению к другим участникам рынка.

Полагаю, что указанная оговорка законодателя не может быть объяснена с логической точки зрения и поэтому не должна присутствовать в законодательстве;

Особенности для данных лиц могут устанавливаться в части порядка их участия в каких-либо отношениях, но не должны действовать вопреки принципу справедливости, когда они поставлены в более выгодные по сравнению с иными участниками дела о банкротстве условия,

То же самое можно сказать и о заявлении прокурора. В ст. 40 Закона о несостоятельности (банкротстве) указывается, что заявление прокурора о признании должника банкротом подается в арбитражный суд с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений.

К особенностям, присущим для заявления прокурора о признании должника банкротом относится, в частности, то, что оно может быть подано в соответствии с н.1 ст.40 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии следующих оснований:

  • · когда прокурором обнаружены признаки преднамеренного банкротства;
  • · когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
  • · в интересах кредитора по денежным обязательствам - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
  • · в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В данном контексте Закон конкретизирует перечень тех случаев, когда прокурор имеет право обращения в арбитражный суд с заявлением, аналогичным заявлению кредитора, но оставляет возможность его расширения.

Представляется, что требования, предъявляемые к заявлению о признании должника банкротом, должны быть, по возможности, унифицированы применительно к заявлению, подаваемому Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципального образования, а также прокурором по содержанию, перечню прилагаемых документов, что позволит обеспечить реальное равенство различных участников имущественного оборота.

Тема 18. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Вопросы

1. Рассмотрение в особом производстве дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

2. Подведомственность и подсудность арбитражным судам дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

3. Решения арбитражного суда по делам об установлении юридических фактов и их правовые действия.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие юридические факты могут быть установлены в арбитражном суде?

2. Каков порядок установления юридических фактов?

3. Каковы последствия возникновения спора о праве при рассмотрении дела об установлении юридического факта?

4. Как решаются вопросы подведомственности и подсудности дел об установлении юридических фактов?

Нормативные источники

Судебная практика

1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, свя­занных с введением в действие Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 2.

2. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации от 17.02.2004 г. № 76 «Обзор практики рассмотре­ния арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 4.

Основная литература

Дополнительная литература

1. Кайгородов В.Д. Процессуальные особенности судебного рас­смотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значения. Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун-та, 1987. – 342 с.

2. Елисейкин П.Ф. Судебное установление фактов, имеющих юри­дическое значение. М.: Юридическая литература, 1973. – 283 с.

3. Чечот Д.М. Неисковые производства. М.: Юридическая литература, 1973.- 303 с.

4. Каллистратова Р.Ф. Установление юридических фактов судом в порядке особого производства. М.: Юриздат, 1958. – 300 с.

Составьте схему условий принятия арбитражным судом к производству заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение.



Вопросы

1. Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве). Лица, участвующие в деле о несостоятельности (банкротстве).

2. Подготовка дела к судебному разбирательству.

3. Примирение по делам о несостоятельности (банкротстве).

4. Иные специальные правила рассмотрения и разрешения дел о не­ состоятельности (банкротстве).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите признаки несостоятельности (банкротства) организаций и граждан.

2. Определите круг лиц, обладающих правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. Как решаются вопросы подведомственности и подсудности дел о несостоятельности (банкротстве)?

4. Назовите стадии банкротства и их особенности.

Нормативные источники

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.

2. Федеральный закон № 121-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятель­ности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Фе­дерации. 2002. № 43. Ст. 4190.

3. Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 г. в ред. Феде­рального закона от 02.01.2000 г. «О несостоятельности (банкрот­стве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 1999. № 9. Ст. 1097; 2000. № 1. Ст. 18.

4. Федеральный закон № 122-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монопо­лий топливно-энергетического комплекса» // Собрание законода­тельства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3179.

Судебная практика

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2001 г. № 4-П «О проверке конституционности ряда поло­жений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) | кредитных организаций», а также ст. 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 12. Ст. 1138.

2. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) в судебной, практике» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации. 1999. № 10.

Основная литература

1. Аблезвова О.В., Борисов М.С и др. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во Экзамен, 2009. – 420 с.

2. Арбитражный процесс. Учебник под ред. М.К. Треушникова. - М.: ОАО Издательский дом Городец, 2009. – 510 с.

3. Арбитражный процесс. Учебник под ред. проф. В.В. Яркова. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2010.- 330 с.

Дополнительная литература

1. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федераль­ному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В. В. Витрянского. М.: НОРМА-М, 2003. – 652 с.

2. Скворцов О.Ю. Соотношение законодательства о несостоятель­ности (банкротстве) и арбитражного процессуального законода­тельства // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 8. С. 11-31 с.

3. Зайцева В.В. Особенности арбитражного разбирательства дел о несостоятельности банков // Финансовая Россия. 1999. № 13.

4. Баталова Л.А., Вершинин А.П. Способы защиты налогопла­тельщиков в арбитражном суде. СПб.: Нева, 1997. – 347 с.

Задание для самостоятельной работы

Составьте схему стадий банкротства

- ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» = Глава III. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

- Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35

"О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"

С точки зрения процессуального права несостоятельность (банкротство) понимается как совокупность процедур, осуществляемых в виде судебных актов, под контролем арбитражного суда.

Дела о банкротстве в настоящее время относятся к специальной подведомственности арбитражных судов без каких-либо исключений.

Подсудность. Заявление подается по месту нахождения должника (место нахождения управляющего органа, то есть по регистрации в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП (место регистрации физ. лица).

Как подведомственность, так и подсудность определяется на момент подачи заявления, поэтому если после принятия заявления должник изменил место нахождения, то в этом случае оснований для передачи дела нет. Если выяснилось, что это произошло до принятия заявления, то есть основания для передачи. Если в разных судах возбудили – то суд, который по ошибке принял заявление, передает все материалы в другой суд, и тот объединяет оба дела в одно производство.

Особенности дел о банкротстве:

Представляет собой целую совокупность процедур, среди которых выделяется одно основное производство, а к этому основному производству примыкает значительно большее количество относительно обособленных споров. В рамках основного производства решается вопрос о возбуждении дела о банкротстве, о переходе из одной процедуры в др., о признании должника банкротом, о завершении банкротства. В обособленных решаются споры об установлении требований кредиторов и споры между конкурсными кредиторами и арбитражными управляющими.

В целом АПП не известен институт отказа от принятия заявления а в делах о банкротстве он есть.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Возбуждение

Дела о банкротстве возбуждаются на основании заявления заинтересованного лица.

Подать заявление в суд может:

Сам должник, либо если он находится в стадии ликвидации, то ликвидационная комиссия;

Конкурсные кредиторы;

Уполномоченный орган (ЦБ, органы гос вл и мсу).

Обязанностью является для: должника (ст.9 – руководитель должника), для ликвидационной комиссии (ликвидатор); ЦБ.

Заявление принимается арбитражным судом, если:

Требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем 500 тысяч рублей (учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения )



Указанные требования не исполнены в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (для кредитных организаций – 14 дней и стоимость имущества недостаточна для удовлетворения).

Учитывается время возникновения обязательства, его характер и предмет требований (в чем суть обязательства). Если это имущественное (обязательственные) требование, то они включаются в реестр; если это вещные требования, то они в реестр не включаются – рассматриваются за рамками дела о банкротстве (например: спор о признании права собственности – общий исковой порядок либо в арбитражном, либо в общей юрисдикции).

ст.5 закона о банкротстве – «текущие платежи» (обязательства, срок исполнения которых наступил уже в период соответствующей процедуры банкротства). Особенность заключается в том, что кредиторы по текущим платежам не включаются в реестр и, соответственно, оплата по этим обязательствам производится в общем порядке. Тогда как конкурсные кредиторы , которые учитываются в реестре, вправе рассчитывать на расчет только лишь уже по завершению конкурсного производства, т.е. когда выявлена вся конкурсная масса, выявлены все конкурсные кредиторы, определена их очередность и строго в этой очередности погашается задолженность, а текущие кредиторы получают расчет во внеочередном порядке. (Например, управляющий заключает договор на охрану, если не платить сразу, то охранять никто не будет, поэтому в ходе банкротства возникают такие обязательства и расчеты производятся сразу же).



Отличаются дела о банкротстве кругом, лиц, участвующих в делах о банкротстве. Закон разделяет, применительно к основному производству, всех участников процессуальных отношений на 2 группы:

- лица, участвующие в деле о банкротстве

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

- лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; и др.

Первые обладают всей полнотой прав (правоспособность носит самый общий характер), вторые – наделяются достаточно ограниченной процессуальной правоспособностью, их права специально оговариваются в тексте закона и их объем значительно меньше (представитель работников должника, представитель учредителей, участников, собственника имущества в унитарном предприятии и др.).

Возбуждение – дата принятия заявления.

Здесь принципиальный вопрос – кто является заявителем , поскольку, если недостаточно имущества должника, то судебные расходы возлагаются на заявителя.

Поэтому пленум разъяснил, что если в арбитражный суд поступило несколько заявлений о признании должника банкротом, то они все подлежат рассмотрению в порядке календарной очередности. Если, например, первое заявление принято, то последующее заявления уже не рассматриваются. Если первое - не принято по каким-либо причинам, то суд переходит к рассмотрению второго заявления и т.д. И останавливается на том, которое оформлено надлежащим образом. Если заявитель уполномоченный орган, то он также оплачивает судебные расходы за счет бюджета, как и остальные заявители в указанном случае. Если всем отказано, то дело не возбуждается.

Если заявление принято, то об этом размещается информация на сайте арбитражного суда. Также делается публикация в специальном издании, которое определено правительством РФ – газета «Коммерсант». Данная информация делается для того, чтобы другие кредиторы могли подать свои заявления о признании их требований обоснованными. Раз дело возбуждено, то кредиторы подают заявления не чтобы возбуждать дело, а чтобы участвовать в первом собрании кредиторов. Вопрос решается по правилам ст.71 Закона о банкротстве, т.е. в течении месяца арбитражный суд рассматривает поступившие требования. Заявления должны быть поданы в течение 2х месяцев после публикации.

Движение дела .

После принятия заявления суд рассматривает его обоснованность (в случае признания обоснованным = определение о введении наблюдения)

Подготовка к рассмотрению дела в судебном заседании осуществляется в рамках процедуры наблюдения и преследует 3 цели:

Установить финансовое состояние должника;

Обеспечить сохранность его имущества;

Установление требований кредиторов.

Когда определен круг участников первого собрания, на нем решается вопрос об обращении в суд с ходатайством о применении той или иной процедуры банкротства. Это могут быть ходатайства о введении фин. оздоровления и т.д. Если первое собрание ничего не решает, то суд откладывает рассмотрение дела и предлагает кредиторам определить свою позицию, если после этого они не принимают никакого решения, то суд сам принимает решение по имеющимся материалам.

Если имеются лица, готовые профинансировать должника, тогда вводится процедура финансового оздоровления , если таких лиц нет – то суд выясняет: имеется ли возможность восстановить платежеспособность за счет имеющегося имущества. (Например: продать часть активов, перепрофилировать производство, произвести сокращение работников и т.д. В этом случае вводится внешнее управление . Если такой возможности нет, то должник признается банкротом и вводится конкурсное производство .

Сроки. Общий срок рассмотрения по ст.51 Закона о банкротстве – 7 месяцев. Этот срок дается для того, чтобы ввести одну из процедур банкротства. Фактически данные дела длятся годами.

В ст.52 Закона о банкротстве перечислены итоговые судебные акты , которые завершают рассмотрение данного дела. Это:

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

решение об отказе в признании должника банкротом;

определение о введении финансового оздоровления;

определение о введении внешнего управления;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

определение об утверждении мирового соглашения.

Конкурсное производство представляет собой аналог исполнительного производства, что от имени должника в интересах кредитора действует не пристав, а арбитражный управляющий под контролем арбитражного суда.

Обжалование судебных актов по данной категории дел. Пленум обратил внимание, что по делам о банкротстве существует 3 порядка обжалования:

Непосредственно в ст.223 АПК предусмотрено, что все определения, которые выносятся судом в рамках дела о банкротстве – обжалуются в сокращенный 10ти дневный срок, и затем возможно кассационное обжалование;

Для итоговых актов - в ст.72 Закона о банкротстве. Данные акты приравнены к решению – сначала обжалуются в месячный срок в апелляционном порядке, и потом, возможно, кассационное обжалование

Ст.61 Закона о банкротстве - там указано, что по отдельным вопросам, прямо предусмотренным в законе, жалобы подаются в течение 14 рабочих дней и рассматриваются в течении 14 рабочих дней. И по смыслу закона дальнейшее обжалование таких определений не допускается. (Например: оспаривание общих собраний кредиторов, признание требований кредиторов обоснованными для участия в первом собрании и т.д).

Рассмотрение дела о банкротстве (в судах всех инстанций) включает в том числе разрешение отдельных относительно обособленных споров (далее - обособленный спор), в каждом из которых непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица (далее - непосредственные участники обособленного спора). Относительно обособленные споры рассматриваются в рамках дела о банкротстве, но не обязательно в том же составе суда, в котором осуществляется основное производство, а именно:

Это требования кредиторов о признании обоснованными их требований;

Споры об оспаривании сделок должника;

Если банкротство организации застройщика, то это иски о признании права собственности на объекты недвижимого имущества.

для кредитной организации = единственная процедура – конкурсное производство (сразу после признания банкротом), оздоровление = до подачи заявления

Производство по делу о банкротстве можно разделить на несколько стадий:

1. Подача заявления в хозяйственный суд и возбуждения производства по делу о банкротстве:. Инициатором возбуждения производства по делу о банкротстве может быть должник или его кредиторы (кредитор). Вим требования к заявления и комплекта документов, прилагаемых к заявлению, определяются в 7. Закона. Согласно ч 5 ст 7. Закона должник обязан обратиться в месячный срок в хозяйственный суд с заявлением пр в возбуждении дела о банкротстве случае возникновения таких обстоятельств: 1) удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме п еред другими кредиторами; 2) орган должника, уполномоченный в соответствии с учредительными документами или законодательством принять решение о ликвидации должника, принял решение об обращении в хозяйственный суд с заявлением должника о возбуждении дела о банкротстве; 3) при ликвидации должника не в связи с процедурой банкротства установлена??невозможность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; 4) в других случаях, предусмотренных. Законом. В случае, если дело о банкротстве возбуждается по заявлению должника, должник обязан одновременно подать план санации согласно требованиям этого. Закон. Закону.

Возбуждение производства по делу о банкротстве происходит в течение 5 дней со дня поступления соответствующего заявления и комплекта предусмотренных законом документов, о чем судья хозяйственного суда выносит в постановление о возбуждении производства по делу о банкротстве, которое направляется заинтересованным лицам (сторонам, государственному органу по вопросам банкротства). Последствия возбуждения производства по делу о банкр утство: вводится процедура распоряжения имуществом должника; назначается распорядитель имущества должника, если это возможно и данной стадии процесса; принимаются меры по обеспечению денежных требований кредито ров, в том числе вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; назначается дата проведения подготовительного заседания суда (но не позднее тридцатого дня со дня принятия заявления пре нарушения спра вы о банкротстве); должник обязуется представить отзыв на заявление о возбуждении дела о банкротствео.

2 подготовительные заседания хозяйственного суда по делу о банкротстве производится с участием сторон и имеет целью определения обоснованности требований кредиторов и возражений должника (если таковые будут) на п основании оценки представленных документов и объяснений сторон. По результатам подготовительного заседания выносится определение, которымю:

а) на заявителя возлагается обязанность представить в официальных печатных органов (газет"Голос Украины"или"Урядовый курьер") объявления о возбуждении

дела о банкротстве;

б) останавливается процесс приватизации до прекращения производства по делу о

банкротстве (если должник - государственное предприятие, в отношении которого принято решение о приватизации)

Кроме того, постановлением определяются:

размер требований кредиторов, которые подали заявление о возбуждении дела о банкротстве;

дата составления распорядителем имущества реестра требований кредиторов (не позднее двух месяцев и десяти дней после даты проведения подготовительного заседания суда);

дата предварительного заседания суда (не позднее трех месяцев после даты проведения подготовительного заседания суда);

дата созыва первого общего собрания кредиторов (не позднее трех месяцев и десяти дней после даты проведения подготовительного заседания суда);

дата заседания суда, на котором будет вынесено постановление о санации должника, или о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, о прекращении производства по делу о банкротстве (не позднее 6 месяцев после даты проведения подготовительного заседания суда.

В тех случаях, когда при возбуждении производства по делу о банкротстве не было введена процедура распоряжения имуществом должника, это делается в подготовительном заседании и указывается в соответствующем постановлений л.

Выявление кредиторов и лиц, которые намерены принять участие в санации должника, происходит в течение 1 месяца после опубликования н официальных печатных изданиях объявления о возбуждении дела о бан нкрутств.

Предыдущее заседание проводится в срок, определенный постановлением подготовительного заседания, на нем рассматривается реестр требований кредиторов, составленный распорядителем имущества и требования, не включенные в этот реестр ру; по результатам заседания выносится определение, в котором указывается размер признанных судом требований кредиторов.

5. Признание должника банкротом. Если в результате проведения специальных судебных процедур по делу о банкротстве не была восстановлена??платежеспособность должника и не проведены расчеты по его долгам, го осподарський суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедурру.

результате такого признания с даты принятия соответствующего постановления хозяйственного суда:

завершается предпринимательская деятельность банкрота;

считается наступившим, срок выполнения всех денежных обязательств банкрота;

прекращается начисление неустойки (пени, штрафа), процентов по всем видам задолженности банкрота;

заключения сделок, связанных с отчуждением имущества банкрота или передачей его имущества третьим лицам, допускается в порядке ликвидационной процедуры;

прекращаются полномочия органов управления и собственника (собственников) имущества банкрота, если это не было сделано ранее;

в официальных печатных изданиях публикуются сведения о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры;

назначается ликвидатор и формируется ликвидационная комиссия, на которую возлагается непосредственное осуществление ликвидационной процедуры

На основании соответствующего постановления хозяйственного суда может иметь место прекращении производства по делу о банкротстве, если:

должник не включен в. Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины или в. Реестр субъектов предпринимательской деятельности;

подано заявление о признании банкротом ликвидированной или реорганизованной (кроме реорганизации в форме преобразования) юридического лица;

в производстве хозяйственного суда дело о банкротстве того же должника;

в установленном порядке утвержден отчет управляющего санацией;

утверждено мировое соглашение;

в установленном порядке утвержден отчет ликвидатора;

должник выполнил все обязательства перед кредиторами;

кредиторы не выдвинули требований к должнику после возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника

Стадии производства по делу о банкротстве (в соответствии с общим порядком)

1. Нарушение производства по делу о банкротстве происходит в течение 5 дней со дня поступления _ соответствующего заявления и комплекта предусмотренных законом документов, о чем судья хозяйственного суда выносы ить постановление о возбуждении производства по делу о банкротстве, которое направляется заинтересованным лицам (сторонам, государственному органу по вопросам банкротства)

2 подготовительные заседания хозяйственного суда по делу о банкротстве производится с участием сторон и имеет целью определения обоснованности требований кредиторов и отвергнуты, должника (если таковые будут) на основании оценки представленных документов и объяснений сторон. По результатам подготовительного заседания выносится определение, которымю:

а) на заявителя возлагается обязанность представить в официальных печатных органов (газет"Голос Украины"или"Урядовый курьер") объявления о возбуждении дела о банкротстве; - б) останавливается процесс прив ватизации до прекращения производства по делу о банкротстве (если должник - государственное предприятие, в отношении которого принято решение о приватизации), в) определяются: размер требований кредиторов, которые подали заявление о возбуждении дела о банкротстве; дата составления распорядителем имущества реестра требований кредиторов (не позднее двух месяцев и десяти дней после даты проведения подготовительного заседания суда) дата предварительного заседания суда, дата созыва первого общего собрания кредиторов, дата заседания суда, на котором будет вынесено постановление о санации должника, или о признании должника банкротом и открытии я ликвидационной процедуры, или о прекращении производства по делу о банкротствраві про банкрутство

3. Выявление кредиторов и лиц, которые намерены принять участие в санации должника, происходит в течение 1 месяца после опубликования в официальных печатных изданиях объявления о возбуждении дела о банкротство

4 предыдущих заседание проводится в срок, определенный постановлением подготовительного заседания, на нем рассматривается реестр требований кредиторов, составленный распорядителем имущества и требования, не включенные в этот уч тока; по результатам заседания выносится определение, в котором указывается размер признанных судом требований кредиторовв

5. Признание должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры (если несмотря на проведение специальных судебных процедур банкротства не была восстановлена??платежеспособность должника и не проведены расчеты ки по его долгам). Последствия: завершается предпринимательская деятельность банкрота; считается наступившим, срок выполнения всех денежных обязательств банкрота; прекращается начисление неустойки (ные штрафа), процентов по всем видам задолженности банкрота; заключения сделок, связанных с отчуждением имущества банкрота или передачей его имущества третьим лицам, допускается лепное в порядке ликвидационной о процедуры; прекращаются полномочия органов управления и собственника (собственников) имущества банкрота, если это не было сделано ранее; в официальных печатных изданиях публикуются сведения о признании бы оржника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; назначается ликвидатор и формируется ликвидационная комиссия, на которую возлагается непосредственное осуществление ликвидационной процедурыри

6. Проведение ликвидационной процедуры (см. далее)

. Основания прекращения производства по делу о банкротстве

1. Должник не включен в. Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины или в. Реестр субъектов предпринимательской деятельности

2 представлены заявление о признании банкротом ликвидированной или реорганизованной (кроме реорганизации в форме преобразования) юридического лица

3. В производстве хозяйственного суда дело о банкротстве того же должника

4. В установленном порядке утвержден отчет управляющего санацией

5. Утверждено мировое соглашение

6. В установленном порядке утвержден отчет ликвидатора

7. Должник выполнил все обязательства перед кредиторами

8. Кредиторы не выдвинули требования к должнику после возбуждения производства по делу о банкротстве

Дела о банкротстве независимо от состава участвующих в них лиц рассматриваются исключительно арбитражными судами. Рассмотрение осуществляется по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и другими ФЗ, регулирующими вопросы банкротства.

Арбитражный процесс по делам о банкротстве можно разделить на две основные стадии:

1) разбирательство дел о банкротстве, в ходе которого арбитражный суд производит собственно рассмотрение дела;

2) процедуры банкротства - конкурсное производство, финансовое оздоровление и внешнее управление, мировое соглашение.

Производство по делу о банкротстве возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о признании должника банкротом. Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением - должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юр. лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные законом.

В зависимости от того, кто обращается с заявлением в арбитражный суд (должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган), различаются и требования к форме и содержанию заявления о признании должника банкротом и к документам, прилагаемым к нему.

Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично в течение пяти дней после поступления заявления. Судья обязан принять заявление о признании должника банкротом, если оно подано с соблюдением требований, предусмотренных как АПК РФ, так и Законом о банкротстве.

В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.



Лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.

Определения, выносимые при рассмотрении дел о банкротстве, могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения, при этом допускается обжалование любых определений. Определения, в отношении которых ничего не сказано о возможности обжалования, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в 14-дневный срок с момента принятия.

В решении о признании банкротом должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства. Такое решение подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено Законом о банкротстве.

При этом сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве и другие сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, подлежат обязательному опубликованию.

Статья 223. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

2. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 настоящего Кодекса. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

3. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Статья 224. Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве)

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

Статья 225. Примирение по делам о несостоятельности (банкротстве)

По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные главой 15 настоящего Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Похожие публикации