Порядок рассмотрения споров, связанных с прохождением государственной службы. Порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров на государственной гражданской, муниципальной службе Кем рассматриваются индивидуальные служебные споры

Порядок рассмотрения споров, связанных с прохождением государственной службы. Порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров на государственной гражданской, муниципальной службе Кем рассматриваются индивидуальные служебные споры

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует нпа

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда . Размер возмещения определяется судом.

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров {ст. 69 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Комиссия государственного органа по служебным спорам - коллегиальный орган, образуемый решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя для рассмотрения неурегулированных разногласий по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере гражданской службы и служебного контракта. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска гражданским служащим заседания комиссии по уважительным причинам, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируются федеральным законом

Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров - органы, определенные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по рассмотрению индивидуальных служебных споров между представителем нанимателя и гражданским служащим. К таким органам относятся: 1) комиссия государственного органа по индивидуальным служебным спорам; 2) суд. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации {ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Рассмотрение служебного спора в суде - судебное разбирательство в суде первой инстанции для рассмотрения и разрешения гражданского дела по разногласиям в вопросах применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта между гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе и представителем нанимателя. В суде может быть обжаловано решение комиссии по служебным спорам любой из сторон в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока судебного заседания гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям: 1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы; 2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: 1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; 2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» {ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

ПРАКТИКУМ

Вопросы для самопроверки Тест по материалам темы Темы рефератов Рекомендуемая литература Схемы 67-68

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьями 387, 388 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от создана комиссия по служебным спорам.

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по служебным спорам

1. Общие положения

1.1. Настоящим Положением в соответствии со статьями 69, 70, 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и статьями 387, 388 Трудового кодекса Российской Федерации определяется порядок деятельности комиссии по служебным спорам вУправлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее - комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Положением.

1.3. Состав комиссии формируется в соответствии с Положением о комиссиях по служебным спорам и утверждается приказом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

1.4. Комиссия рассматривает разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе Российской Федерации и служебного контракта, о которых заявлено в комиссию.

1.5. Служебный спор рассматривается комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при переговорах с непосредственным руководителем, в территориальном отделе - с начальником территориального отдела.

1.6. Комиссия имеет свою печать, изготавливаемую в установленном порядке, журнал регистрации письменных заявлений федеральных государственных гражданских служащих, граждан и выдачи копий решений комиссии по индивидуальным служебным спорам (далее - журнал) (Приложение 1).

2. Задачи комиссии

2.1. Основной задачей комиссии является рассмотрение и разрешение разногласий между представителем нанимателя (руководителем Управления) и государственным гражданским служащим Управления Роспотребнадзора по Красноярском краю либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу или ранее состоявшим на государственной гражданской службе.

3. Порядок работы комиссии

3.1. Комиссия на первом своем заседании избирает из своего состава председателя и секретаря Комиссии. Председатель Комиссии проводит ее заседания, разрешает организационные вопросы, а секретарь ведет протокол заседаний Комиссии.

3.2. Комиссия рассматривает служебные споры по поступившим в комиссию письменным заявлениям от гражданских служащих либо граждан.

3.3. Комиссия рассматривает служебные споры в случае, если гражданский служащий либо гражданин обратился в комиссию с письменным заявлением в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его права. В случае пропуска гражданским служащим либо гражданином этого срока комиссия с учетом конкретных обстоятельств может принять решение о восстановлении срока для обращения за рассмотрением служебного спора в установленном порядке.

В случае, если комиссия примет решение, что срок обращения гражданским служащим либо гражданином в комиссию пропущен без уважительных причин, то комиссия выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

3.4. Заявление гражданского служащего либо гражданина, поступившее в комиссию, регистрируется в день его поступления секретарем комиссии в журнале регистрации.

3.5. Служебный спор рассматривается комиссией в течение десяти календарных дней со дня подачи гражданским служащим либо гражданином заявления в присутствии гражданского служащего либо гражданина или уполномоченного ими представителя.

3.6. Рассмотрение служебного спора в отсутствие гражданского служащего либо гражданина или их представителя допускается лишь по письменному заявлению гражданского служащего либо гражданина.

3.7. В случае неявки гражданского служащего либо гражданина или уполномоченного ими представителя на заседание комиссии рассмотрение служебного спора откладывается.

В случае вторичной неявки гражданского служащего либо гражданина или уполномоченного ими представителя без уважительных причин на заседание комиссии комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, о чем секретарь комиссии уведомляет гражданского служащего либо гражданина письменным уведомлением (Приложение 2).

3.8. Комиссия имеет право вызывать на заседания свидетелей, приглашать специалистов, запрашивать у начальников отделов, территориальных отделов необходимые документы в установленный комиссией срок.

3.9. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии, представляющих профсоюзную организацию, и не менее половины членов комиссии, представляющих Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

3.10. Организацию заседания комиссии, ведение протокола (Приложение 3), уведомление членов комиссии, гражданского служащего либо гражданина, обратившегося в комиссию, о дате, времени и месте заседания комиссии, оформление решения комиссии (Приложение 4) и его копий обеспечивает секретарь комиссии.

Секретарь комиссии приобщает материалы по работе комиссии в отдельное номенклатурное дело и ведет его в установленном порядке.

3.11. Решение комиссией принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

3.12. Копия решения, подписанная председателем и заверенная печатью комиссии, вручается секретарем комиссии или в случае его отсутствия лицом, его заменяющим, гражданскому служащему либо гражданину или его представителю. Другая копия решения комиссии вручается председателем комиссии начальнику отдела, территориального отдела, в котором гражданский служащий замещает должность.

3.13. Решение комиссии может быть обжаловано в суд любой из сторон служебного спора в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии.

3.14. Организационное обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам возлагается на отдел государственной службы и кадров.

3.15. Техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам возлагается на отдел информационных технологий и отдел обеспечения деятельности.

Начальник отдела

государственной службы и кадров А.И. Дударькова

Состав

комиссии по служебным спорам

Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю

Представители нанимателя

1. Еремин А. Н.

заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю

2. Мисуна М. Л.

начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю

3. Дударькова А. И.

начальник отдела государственной службы и кадров Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю

4. Колмакова И.В.

Специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров

Представители профсоюзного комитета

5. Краснопеева Н.В.

ведущий специалист-эксперт отдела организации надзора, председатель профсоюзного комитета Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю

ИСС – неурегулированные между представителем нанимателя

ИСС признаются лишь неурегулированные разногласия, т.е. разногласия, которые не разрешены посредством переговоров гражданского служащего, гражданина, поступающего на службу, ранее состоявшего на госудасрственной службе с руководителем государственного органа (представителя нанимателя).

Если гражданский служащий является членом профсоюза и в государственном органе есть выборный профсоюзный орган возможно его участие в урегулировании разногласия сторон до обращения в органы по рассмотрению ИИС.

Сторонами ИСС признаются: гражданин, поступающий на службу, гражданский служащий, проходящий службу, либо ранее состоявший на государственной службе и представитель нанимателя. При этом представитель нанимателя в качестве стороны служебного спора представляет государство, которое нанимает служащего.

Разногласия между сторонами можно квалифицировать как ИСС с момента заявления о них в орган по рассмотрению споров.

Предметом разногласий в зависимости от субъектного состава могут быть:

    применение законов и иных НПА

    применение служебного контракта

    неправомерный отказ поступления на гражданскую службу

    дискриминация

Органы по рассмотрению ИСС:

    комиссии по служебным спорам

Порядок рассмотрения ИСС на ГГС урегулирован ст. 70 ФЗ «О ГГС»; на муниципальной службе – ТК РФ. ГПК не содержит упоминания об индивидуальных служебных спорах и, соответственно, не устанавливает никаких особенностей их рассмотрения. В этом случае по аналогии должны применяться правила, установленные для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

ФЗ «О ГГС» впервые предусматривает создание в государственном органе комиссий по ИСС. Комиссии должны создаваться в каждом государственном органе по решению представителя нанимателя на определенный срок или без указания срока. Наниматель определяет количественный срок комиссии.

В отличие от Комиссий по трудовым спорам комиссия по служебным спорам образуется из равного числа представителей выборного профсоюзного органа и представителей нанимателя.

Членами комиссий могут быть только члены выборного представительного органа. Порядок их избрания определяется конференцией служащих. На государственный орган возлагается обязанность по организационному, техническому обеспечению деятельности.

Служебный спор рассматривается комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителями нанимателя. Если переговоры не привели к урегулированию разногласий, или руководитель государственного органа уклоняется от их проведения у гражданского служащего и гражданина возникает право подать заявление в комиссию по служебным спорам.

ч.14, 15 ст. 70 ФЗ «О ГГС»: комиссия по служебным спорам рассматривает все вопросы, за исключением тех, которые отнесены к ведению суда. Как правило, это вопросы:

    о выплате премий, надбавок

    об отмене дисциплинарных взысканий

    о предоставлении ежегодного оплачиваемого и дополнительных отпусков

    о выплате компенсаций различного рода

    споры, возникшие в связи с неточностью записей в трудовой книжке.

У лиц, поступающих на ГГС могут возникнуть лишь споры о неправомерном, в том числе дискриминационном, отказе в поступлении на службу.

Комиссия по служебным спорам не в праве принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции суда. В случае, если служащий обратился в комиссию по вопросу, ей не подведомственному, комиссия, рассмотрев заявление может отказать в разрешении спора по существу.

Лица, поступающие на гражданскую службу не могут обратиться в комиссию, а лица, уволенные с гражданской службы, обращаются в комиссию лишь по ограниченному кругу вопросов.

Обратиться в комиссию может лично гражданский служащий, либо его представитель. Представитель нанимателя не может обратиться. Для обращения в комиссию гражданскому служащему предоставлен 3 месячный срок.

Срок исчисляется с момента, когда служащий узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если этот срок пропущен по уважительной причине, комиссия в праве восстановить срок обращения и рассмотреть спор по существу. Отсутствие уважительной причины пропуска срока обращения в КСС является основанием для отказа в удовлетворении требований служащего. Решение комиссии может быть обжаловано в суд.

В каждом конкретном случае комиссия рассматривает такие обращения индивидуально и принимает решения о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного срока.

Заявление принимается одним из членов комиссии, регистрирует данное заявление. Заявление рассматривается в 10-дневный срок.

Порядок рассмторения служебного спора комиссией, а также правило принятия решения комиссией и исполнение решения должны быть установлены специальным ФЗ, который не принят. Поэтому рекомендуется применять ст. 387, 388, ч. 1 ст. 389 ТК РФ.

Служебный спор рассматривается в присутствии гражданского служащего или уполномоченного им представителя. Возможно рассмотрение служебного спора в отсутствие служащего или его представителя, но только по его письменному заявлению в случае неявки гражданского служащего на заседание комиссии рассмотрение спора откладывается. Снятие заявление с рассмотрения не лишает гражданского служащего возможности подать заявление повторно, но в пределах установленного срока исковой давности – 3 месяца.

Представитель нанимателя также приглашается на заседание комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение дела. Комиссия вправе приглашать на заседание свидетелей, специалистов, запрашивать необходимые документы. По результатам заседания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссию

Решение комиссия принимает простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии тайным голосованием. В случае, если решение комиссии вынесено с нарушением порядка, оно может быть обжаловано в суд.

Копия решения вручается представителю нанимателя и служащему. Решение комиссии подлежит исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.

Судебное рассмотрение ИСС.

Для обжалования решений комиссии в судебном порядке установлен 10-дневный срок со дня вручения копий комиссии. Если срок пропущен по уважительной причине, то суд может восстановить срок.

Непосредственно в судах рассматриваются споры по письменным заявлениям:

    гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе о восстановлении в ранее замещаемой должности, независимо от основания прекращения или расторжения служебного контракта, об освобождении от замещаемой должности, увольнение с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности и формулировке причины, указанной в освобождении, о перерводе служащего на иную должность без его письменного согласия; об оплате за время вынужденного прогула, либо о выплате разницы в денежном содержание за время исполнения должностных обязанностей

    представителя нанимателя о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иной порядок не предусмотрен ФЗ

    о неправомерном отказе в поступлении на службу

    по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации

Сроки обращения в суд с заявлением о рассмотрении служебного спора установлены ТК – 3 месяца.

Суд обязан рассмотреть обращение гражданского служащего в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении и выдаче трудовой книжки.

Рассмотрение споров в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства в порядке приказного производства, либо в порядке искового производства.

контрольная работа

3. Порядок и сроки рассмотрения индивидуальных служебных споров в судах

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным актам. Закрепление этого полномочия прокурора основано на положениях Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 35 указанного Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Полномочия прокурора участвующего в судебном рассмотрении индивидуального служебного спора, определяющее гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Законом о гражданской службе части 14 и 15 ст. 70 установлено; что непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Таким образом, в соответствии с Законом о гражданской службе (ч. 15 ст. 70) непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по делам, возникающим как с гражданскими служащими, так и с гражданами.

Служебный спор, стороной которого является гражданин, подлежит судебному рассмотрению в случае неправомерного отказа в поступлении на гражданскую службу. Обязательность рассмотрения подобных служебных споров непосредственно в суде служит важной правовой гарантией и защитной мерой по обеспечению конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.

Непосредственно судебное рассмотрение подобных дел предусмотрено во избежание ведомственного произвола в принятии решений представителем нанимателя по итогам проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы с участием граждан, поступающих на гражданскую службу впервые.

Обратим внимание, что непосредственно судебный порядок рассмотрения служебных споров предусмотрен по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации. Закон не характеризует каким-либо образом действия, свидетельствующие о факте дискриминации по отношению к гражданским служащим.

Дискриминация в общеправовом смысле понимается как умаление (фактически или юридически) прав граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п. Очевидно, требование о недопустимости дискриминации на гражданской службе соотносится с содержанием Закона о гражданской службе (ч.3 ст.4), предусматривающим равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

В случаях незаконного освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнении с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным Законом о гражданской службе, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, либо в случаях незаконного перевода на иную должность гражданской службы независимо от требований гражданского служащего (восстановление в должности, изменение формулировки причины увольнения, оплата разницы в денежном содержании и т.д.) суд вправе вынести решение о компенсации в возмещение причиненного незаконными действиями представителя нанимателя морального вреда.

Вопрос о компенсации морального вреда решается только по письменному заявлению гражданского служащего. Моральный вред - это особая правовая категория, физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими права гражданского служащего. Факт причинения морального вреда незаконным освобождением, увольнением или переводом доказывается гражданским служащим. Он должен указать и размер компенсации, который желает получить.

Окончательное решение о компенсации морального вреда и размере такой компенсации принимает суд. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень физических и нравственных страданий.

В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее - постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2) суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку Закон о гражданской службе также не содержит каких-либо ограничений в части компенсации морального вреда следует считать, что изложенный подход Пленума Верховного Суда РФ применим также к отношениям, связанным с гражданской службой.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

Специальный федеральный закон, регулирующий перечисленные вопросы, на сегодняшний день отсутствует. Действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит как понятия «индивидуальный служебный спор», так и понятия «индивидуальный трудовой спор». Статья 381 ТК РФ, хотя и не относится к гражданскому процессуальному законодательству, но содержит понятие «индивидуальный трудовой спор».

Отсутствие урегулированности обозначенных вопросов гражданским процессуальным законодательством требует применения аналогии закона, в связи с чем следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

С учетом, сформулированных в указанном Постановлении положений, обратим внимание на некоторые вопросы судебного разбирательства служебных споров. Если служебный спор не рассмотрен комиссией по служебным спорам в 10-дневный срок со дня подачи гражданским служащим заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387, ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Заявление гражданского служащего о восстановлении на гражданской службе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда гражданский служащий отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного служебного спора -- мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда гражданский служащий узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

По смыслу ст. 89 ГПК РФ и ст. 393 ТК РФ гражданские служащие при обращении в суд с исками о восстановлении на гражданской службе, взыскании денежного содержания и иными требованиями, вытекающими из служебных правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.

Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (ч. 1 и 2 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по служебным спорам (ч. 2 ст. 390 ТК РФ), так как ТК РФ не предусматривает такой возможности.

Не является препятствием к возбуждению служебного спора в суде и решение комиссии по служебным спорам об отказе в удовлетворении требования гражданского служащего в связи с пропуском срока на его предъявление.

При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 6 ст. 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (ч. 1 и 2 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по служебным спорам (ч. 2 ст. 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (ст. 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному гражданскому служащему своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального служебного спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В целях наиболее быстрого разрешения возникшего служебного спора и восстановления нарушенных или оспариваемых прав истца без рассмотрения судом дела по существу судья может принимать меры к примирению сторон (ст. 150, 152, 165, 172 и 173 ГПК РФ).

Обращая внимание на необходимость строгого соблюдения установленных ст. 154 ГПК РФ сроков рассмотрения служебных споров следует иметь в виду, что по аналогии закона дела о восстановлении на гражданской службе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца со дня поступления заявления в суд, а дела по другим служебным спорам, подсудные мировому судье, должны быть рассмотрены мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (гл. 14 ГПК РФ).

Вместе с тем в силу ч. 3 ст. 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных выше сроков.

Следует особо обратить внимание на категорию служебных споров, связанных с «денежными требованиями гражданского служащего» (Закон о гражданской службе ч. 17 ст. 70). Представляется, что предметом этих служебных споров могут быть не только вопросы выплаты денежного содержания, но и иные вопросы, связанные с материальными обязательствами представителя нанимателя. В этой связи следует учесть, что согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) надо определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. 23, 24 ГПК РФ.

В последние годы государственная гражданская служба фактически выведена из сферы регулирования нормами частного права и представляет собой публично-правовой институт, в котором доминируют нормы административного права. Поэтому логичным является включение вопросов о рассмотрении служебных споров в компетенцию административных судов, создание которых возможно уже в ближайшее время.

Виды и методы разрешения трудовых споров

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора...

Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются либо в общем, либо в судебном, либо в особом порядке. Последние - судебный и особый - следует отнести к исключениям из общего правила, каким является общий порядок...

Структура органов, рассматривающих трудовые споры, включает комиссии по трудовым спорам (КТС) и суд. В эффективности защиты трудовых прав и законных интересов не последняя роль принадлежит органам по рассмотрению и разрешению трудовых споров...

Индивидуальные трудовые споры

Вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ и другими нормативными правовыми актами, не противоречащими ему (статья 423)...

Индивидуальные трудовые споры

Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

После принятия заявления судья назначает предварительное судебное заседание, в котором стороны знакомятся со своими правами, уточняют исковые требования, суд определяет необходимые для представления доказательства...

Понятие трудовых споров и их классификация

Разрешение трудового спора можно рассматривать как один из способов защиты трудовых прав в широком смысле слова, поскольку в результате рассмотрения трудового спора нарушенные трудовые права восстанавливаются, возмещается ущерб...

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией...

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлени-ям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника...

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде

Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Трудовые споры и порядок их разрешения

Порядок рассмотрения трудового спора - это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу...

Похожие публикации