Полиция: задачи, организация, направления деятельности, полномочия. Органы внутренних дел российской федерации, правовые основы и основные направления деятельности Применение специальной техники и достижений науки

Полиция: задачи, организация, направления деятельности, полномочия. Органы внутренних дел российской федерации, правовые основы и основные направления деятельности Применение специальной техники и достижений науки

Органы внутренних дел играют ключевую роль во всей структуре правоохранительного управления России. Правовая основа деятельности полиции выступает гарантом результативности ее работы. Полиция несет ответственность за охрану общественного порядка и безопасность на улице, за соблюдение легитимных интересов учреждений и трудовых союзов независимо от формы собственности, за защиту прав и свобод граждан, а также за предупреждение преступности и правонарушений. В данной статье обсудим, на основании каких документов работает эта структура и какие полезные функции для общества она выполняет.

Центральные положения

Организационно-правовые основы деятельности полиции представляют собой комплекс федеральных актов, которые принимаются компетентными органами в пределах своих полномочий и регламентируют деятельность, функциональные обязанности полиции. При этом законодательные положения фиксируют то, как должна осуществляться деятельность полиции, а также обозначают условия, нормы, основания применения мер принуждения, федеральную гарантию компетенций сотрудников полиции.

В чем сложность законодательного управления работниками внутренних дел? Она заключается в множественности объектов и субъектов, а также причинах правонарушений, многообразии решаемых полицией вопросов.

Точка зрения

Правовая основа и принципы деятельности полиции являются основополагающими гарантами правомерности. Они содержат описание работы полиции и нормы, на основании которых она производится.

Характерные особенности принципов работы сотрудников внутренних дел:

  • нормативное требование, закрепленное в документах, подкрепленных юридической силой;
  • главное правило, отражающее суть работы органов полиции.

Действие либо бездействие, совершенное работником внутренних органов, которое противоречит принципам работы полиции, не может признаваться законным.

Основные принципы деятельности полиции отражены во второй главе государственного закона «О полиции». Данный документ № 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года.

Уважение и соблюдение свободы с правами граждан

Полиция выполняет свою работу, основываясь на уважении и соблюдении свобод и прав граждан. Деятельность органов, которая ограничивает или нарушает данные условия, запрещается, потому что ущемление прав и свобод человека в демократическом государстве непозволительно.

При обращении гражданина к работнику полиции последний должен указать свое звание, занимаемую должность и фамилию, затем выслушать и принять необходимые действия в рамках своих компетенций или указать на того, чьих полномочий будет достаточно для решения вопроса.

Правовые основы организации деятельности полиции отражают, что приобретенные в ходе работы полиции сведения о личной жизни людей не могут распространяться без их согласия. Исключениями являются ситуаций, прописанные и зафиксированные в государственных актах.

Законность и беспристрастность

Правовая основа деятельности полиции определяется согласно принципу беспристрастности и законности. Произвольное ограничение свобод, прав, легитимных интересов людей и общественных объединений, учреждений, уполномоченных лиц не предусмотрено, оно возможно в рамках согласованного и установленного государственного акта.

Работники внутренних органов при выполнении служебного долга не вправе оправдывать свои поступки либо их отсутствие, а также ссылаться на личную заинтересованность, экономическую эффективность, обстоятельства, указание или постановление вышестоящих уполномоченных лиц.

Внутренние органы обеспечивают равную защиту прав, свобод, интересов личности, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, денежного или служебного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, причастности к группировкам, союзам или других обстоятельств.

Работнику полиции необходимо относиться с уважением к обычаям и традициям разных народов, принимать во внимание культурные и иные особенности разных этнических народностей, религиозных сообществ, межнациональных и межконфессиональных объединений.

Открытость и публичность

Правовая основа деятельности российской полиции сформирована на принципе открытости для граждан в пределах, установленных в государственных нормах уголовного права, оперативно-розыскной работы и административного права. При этом она не нарушает права человека и разных объединений.

Внутренние органы систематически уведомляют государственные (муниципальные) органы, граждан о выполненной ими работе через каналы СМИ, сеть Интернет. Также это реализуется путем предоставления исполнительным региональным органам власти, работникам муниципальных управлений и гражданам аналитической и статистической отчетности о деятельности уполномоченных органов.

Доверие и поддержка общества

Правовая основа деятельности полиции необходима для формирования доверия и поддержки со стороны общества к работе правоохранительных органов. Для граждан действия работников полиции должны быть максимально понятными и обоснованными.

При нарушении работником внутренних дел прав человека либо организаций он обязан на основании своих компетенций предпринять шаги для возобновления этих прав.

Мнение общества выступает важнейшим показателем для оценки работы внутренних органов, которыми выступают государственные структуры исполнительной власти, то есть полиция.

Взаимодействие и сотрудничество

Правовой основой деятельности полиции является сотрудничество с взаимодействием. При выполнении поставленной задачи сотрудники внутренних органов систематически взаимодействуют с правоохранительными структурами, государственными или муниципальными службами, разными объединениями, учреждениями и рядовыми гражданами.

Сотрудники для достижения максимальной эффективности в своей работе (при исполнении должностных обязанностей) могут обращаться к государственным либо муниципальным службам, разным объединениям, учреждениям в порядке, который установлен законом России.

Применение специальной техники и достижений науки

Правовая основа деятельности полиции включает согласованные положения о применении специальной техники, каналов связи, достижений науки и модифицированной системы лабораторных и испытательных приборов.

К основным видам технических устройств можно отнести приборы с видео-, аудио-, фотофиксацией. Они крайне необходимы при установлении обстоятельств совершения правонарушений и деталей на месте происшествия. Также благодаря техническим приборам осуществляется контроль действий работников полиции, которые выполняют возложенные на них обязанности.

Служебная работа

Правовые основы административной деятельности полиции крайне важны. Ведь деятельность внутренних органов предполагает властный характер и заключается в реализации полицией в рамках своих полномочий внешних административных, процедурных, юрисдикционных мероприятий, а также в проведении внутриорганизационной работы для осуществления надежного функционирования всех структур полиции.

В процессе своей работы органы полиции выполняют значительное количество административных функций, при реализации которых они, в соответствии со своими компетенциями, вступают в особые правовые взаимоотношения с государственными или муниципальными службами, разными объединениями, учреждениями или гражданами.

Административные задачи полиции выполняются в рамках административной работы, которая вместе с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью относится к числу наиболее важных и емких по содержанию видов работ.

Буква закона

Характерная особенность, которая отличает правовые нормы внутренних органов от других структур, - большое число возможных субъектов правонарушений. Именно поэтому существует так много актов, регулирующих деятельность полиции. Ниже обозначим ключевые документы, закрепляющие определенные аспекты организационно-правовых основ деятельности полиции. Все они в содержательном плане отличаются друг от друга, потому что характеризуют разнонаправленные аспекты разрешаемых сотрудниками полиции задач.

Законодательство

Правовую основу деятельности полиции составляют следующие документы:

  1. Конституция РФ, фиксирующая фундаментальные основы нормативного регулирования взаимоотношений в обществе, находящиеся под охраной государства права, свободы и права каждого гражданина страны, а также регулирование общественного порядка со стороны полиции.
  2. Международные договоры, представляющие собой соглашения в письменной форме и подписывающиеся между Россией и зарубежным государством (либо несколькими странами) или международным учреждением. На сегодняшний день действует около 1 000 таких договоров межгосударственного, правительственного, ведомственного действия с более чем 50 странами.
  3. Общепризнанные нормы с принципами права международных отношений определяются как первостепенные нормы права на международном юридическом поле. Права всех стран утверждаются и признаются международными органами без возможности отклонения и изъятия.
  4. Государственные законы (конституционные, федеральные, региональные). Основные акты регулируют вопросы военного, чрезвычайного положения, деятельность самой полиции.
  5. Издаваемые легитимные документы Президента и Правительства РФ. Указами главы государства регулируется значительный круг проблем работы структуры МВД России, в том числе полиции. Постановления правительственных органов регулируют всевозможные вопросы касательно принципов работы внутренних органов.

Контроль на посту

Определение «патрульно-постовая структура» на практике имеет два смысла. В первом значении понимается комплекс структур, подразделений, частей, которые осуществляют контроль обеспечения охраны порядка (безопасности) в общественных местах. Во втором варианте это понятие рассматривается как вид работы особых подразделений в полиции по пресечению преступных деяний с охраной порядка (безопасности) в общественных местах. Оба представленных описания с разных сторон раскрывают содержание понятия службы патрульно-постовой полиции.

Правовые основы деятельности патрульно-постовой службы полиции определяются Конституцией РФ, концепциями и актами МВД России, международными договорами, государственными конституционными нормами, президентскими и правительственными нормами.

В рамках рабочего режима выполняется подсчет групп и средств, распределяются наряды патрульных групп, занимающиеся обеспечением правопорядка. Все выполняемые функции во время дежурства закреплены приказом, общим распорядком осуществления правопорядка, графиком расстановки личного состава.

Помощь рядом

Участковые органы уполномоченных ведомств имеют большое значение для всей структуры внутренней службы. Они, находясь на дежурстве на определенном территориальном участке, выполняют работу по защите легитимных свобод, прав и интересов, как любого гражданина России, так и лиц, не получивших гражданство.

Правовая основа деятельности участковых уполномоченных полиции состоит из норм Конституции России, принципов, признанных во всем мире, ратифицированных международных договоров России, государственных конституционных норм, актов МВД России, а также государственных законов, президентских и правительственных актов. При выполнении рабочего задания участковый в рамках своих полномочий придерживается норм региональных органов, затрагивающих вопросы осуществления охраны порядка, общественной безопасности.

Одной из самых значимых и важных задач его деятельности является работа с заявлениями граждан по возникшим вопросам либо персональный прием. Эта деятельность является одним из основных методов конструктивного налаживания взаимоотношений участкового с различными общественными институтами. Вместе с тем она выступает способом реализации полномочий внутренних органов по оказанию помощи населению, защите законных свобод, прав, интересов каждого человека и предупреждению противоправных поступков.

ЛЕКЦИЯ

По дисциплине «Правоохранительные органы»

Тема 6: «Министерство внутренних дел РФ»


Вступление

Для управления государственными делами создается единое Министерство, разделенное на 8 отделений: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел , финансов, коммерции и народного просвещения. Руководитель каждого отделения именуется Министром, и сами отделения сразу после их учреждения официально называются Министерствами. Все министерства вместе с Комитетом министров просуществовали до 1917 г. (кроме Министерства коммерции, упраздненного в 1810 г.).

Первым Министром внутренних дел назначается граф Кочубей Виктор Павлович. Товарищем Министра - граф Павел Александрович Строганов.

В 1803 г. опубликован указ "О средствах к исправлению полиции в городах", который стал наряду с "Уставом благочиния" основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских учреждений.

Сфера деятельности МВД - одного из важнейших в структуре федеральных органов исполнительной власти - весьма обширна: от укрепления правопорядка и законности, охраны государственных устоев, обеспечения общественной безопасности до защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и нарушением законов. 200 лет существования - срок немалый в истории России; за это время коренным образом изменился облик страны, рушились политические режимы, общественные устои, менялись власти и принципы государственного устройства, и, конечно, менялся характер деятельности МВД, границы его полномочий. Но как бы ни разнились функции МВД на протяжении этих двух столетий, в его деятельности всегда ощущалась преемственность, общность, шел подспудный процесс кристаллизации его фундаментальных основ.

Система МВД, организационно-правовые основы деятельности, основные подразделения ОВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.


МВД РФ имеет широкий профиль деятельности и многоплановую компетенцию, которая в значительной мере связана с правоохранительной деятельностью.

Порядок организации и функции министерства регламентируются Положением о Министерстве внутренних дел РФ, которое утверждено Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее - внутренние войска);

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

В современных условиях развития общества МВД РФ организует и осуществляет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации следующие направления деятельности (Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции):

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Если рассматривать общую направленность деятельности МВД РФ применительно к территориальному срезу структуры органов, то можно выделить следующую систему территориальных органов внутренних дел :

а) на окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

в) на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

г) на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".

1. Если же исследовать структуру органов внутренних дел с точки зрения исполнения возложенных на них функциональных обязанностей, то здесь можно выделить (Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249
"Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"):

· МВД России;

· Главные управления МВД России по федеральным округам;

· Министерства внутренних дел - Главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;

· управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

· управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

· окружные управления материально-технического и
военного снабжения;

· органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск;

· представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

При этом в системе органов МВД РФ следует различать собственно органы внутренних дел (например, следственный управление (отдел) при МВД-УВД и органы полиции (например, управление (отдел) уголовного розыска). Среди последних находятся структурные подразделения, которые обеспечивает функционирование не только органов полиции, но и органов внутренних дел в целом (например, дежурные части).

Каждое из указанных подразделений органов внутренних дел имеет свои задачи и полномочия, установленные действующим федеральным законодательством.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 структура центрального аппарата в современных условиях включает в себя:

1. Министр внутренних дел Российской Федерации.

2. Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

3. Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

4. Статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

5. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

6. Главное командование внутренних войск.

7. Следственный департамент.

8. Главное управление вневедомственной охраны.

9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Главное управление по противодействию экстремизму.

12. Главное управление собственной безопасности.

13. Главное управление на транспорте.

14. Главное управление уголовного розыска.

15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

16. Департамент государственной службы и кадров.

17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

18. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

21. Договорно-правовой департамент.

22. Организационно-аналитический департамент.

23. Национальное центральное бюро Интерпола.

24. Контрольно-ревизионное управление.

25. Оперативное управление.

26. Организационно-штатное управление.

27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

29. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

31. Управление оперативно-розыскной информации.

32. Управление по организации дознания.

Подразделения, указанные в пунктах 8-15, 23, 25, 28-32 настоящей структуры, являются подразделениями полиции.

Каждое из перечисленных подразделений центрального аппарата МВД РФ имеет свои цели-задачи, свою организационную структуру построения органов, различную сферу правового регулирования деятельности, а также специфику выполнения задач, возложенных на них федеральным законодательством.

Для решения стоящих перед МВД РФ задач и обеспечения выполнения функций в структуре его центрального аппарата имеются департаменты, бюро, центры. Их можно условно разделить на:

Функциональные, выполняющие основные функции МВД;

Организационные, занимающиеся организационной и методической работой;

Обеспечивающие, создающие условия для эффективного функционирования всех структур МВД РФ.

К функциональным подразделениям относятся подразделения: уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с организованной преступностью и др.

Организационные структуры: правовой, организационно-инспекторский, собственной безопасности и др.

К обеспечивающим: тыла, кадровые, финансово-экономические и др.

Деятельность некоторых из перечисленных подразделений МВД РФ настолько специфична и социально значима, что она регулируется специальными законами.

Так, например, организация и деятельность внутренних войск МВД регулируется Федеральным Законом "О внутренних войсках МВД Российской Федерации" и т.п.

Как можно заметить в структурном отношении система МВД РФ состоит из органов внутренних дел, в которые входят полиция, органы предварительного следствия, а также военнослужащих внутренних войск (ВВ МВД РФ).

Деятельность большинства подразделений органов внутренних дел организуется на основе сочетания территориального и функционального принципа.

Можно привести некоторые данные деятельности органов внутренних дел ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2010году:

Зарегистрировано 92757 (-15,2%) преступлений, из которых 36395 (-11,6%) являются тяжкими и особо тяжкими.

Как и в предыдущие годы, сохранилась тенденция к снижению числа убийств (-16,6%), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-6,2%), разбойных нападений (-25,2%), грабежей (-29,2%), краж (-13,8%), в том числе из квартир (-17,8%), хулиганств (-21,1%), мошенничеств (-25,1%), изнасилований (-27,3%).

На этом фоне, активнее велась работа по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений (+1,6%).Значительно возрос уровень как общей раскрываемости преступлений (+3,6%; 52,1%), так тяжких и особо тяжких составов (+2,5%; 43,0%), в том числе убийств (+1,1%; 84,4%), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+6,9%; 68,1%), разбоев (+6,6%; 60,3%), грабежей (+5,0%; 34,7%), краж (+3,7%; 35,8%), в том числе из квартир (+1,4%; 28,5%), мошенничеств (+8,7%; 60,5%). Из незаконного оборота изъято свыше 1600 единиц огнестрельного оружия, 1600 гранат, более 52 тысяч боеприпасов, 270 килограммов взрывчатых веществ. Кроме того, изъято свыше 122,4 килограммов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Подразделениями ГУВД выявлено 79,3% от общего массива выявленных всеми правоохранительными органами наркопреступлений

Полиция в РФ

С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В рамках проходящего реформирования системы органов внутренних дел, принятие указанного закона следует считать отправной точкой в создании новых органов правопорядка. Попытаемся раскрыть основные правовые новеллы указанного закона относительно действовавшего ранее законодательства о милиции.

Вопреки распространенному мнению о выведении полиции в самостоятельную структуру, закон императивно утвердил, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 4 закона), что по сути дела означает, что МВД России и органы внутренних дел на местах остаются практически в прежнем виде. То есть полиция структурно войдет в состав органов внутренних дел, в которых, как и ранее будут проходить службу и иные сотрудники (юстиции и внутренней службы).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Состав полиции, порядок создания ее подразделений, их реорганизации и ликвидации будет утвержден Президентом, однако уже сегодня можно констатировать, что закон не предусматривает деление полиции на криминальную и общественной безопасности как было в милиции, исключено подчинение органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принципы деятельности полиции:

Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Законность

Беспристрастность

Открытость и публичность

Общественное доверие и поддержка граждан

Взаимодействие и сотрудничество

Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Важно отметить, что закон «О полиции» более детально раскрывает принципы деятельности полиции. Отдельно регламентирует вопросы соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Закон закрепляет, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Кроме того, новым законом (в статье 6) предусмотрено, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Статьей 7 впервые на законодательном уровне установлено, что сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Коснулись нововведения и вопросов оценки деятельности полиции, ее открытости и публичности, формирования общественного доверия и поддержки граждан.

Так, в соответствии с законом, полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Статьей 9 предусмотрено, что в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Существенные изменения претерпели положения, предусматривающие обязанности и права полиции. В частности, исключены следующие несвойственные полиции функции:

Конвоирование задержанных и заключенных под сражу, содержащихся в учреждениях ФСИН;

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации;

Розыск должника и его имущества, а также содействие судебным приставам исполнителям;

Уведомление налоговых органов о принятом решении по материалам налоговых проверок;

Функции по государственному техническому осмотру транспортных средств;

Осуществление привода в учреждения здравоохранения по их представлениям;

Организация работы медицинских вытрезвителей.

Права полиции также дополнены новыми положениями, например:

Предусмотрено право полиции в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

Вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

Предусмотрены дополнительные внепроцессуальные полномочия по доставлению граждан в органы внутренних дел, вызову граждан в полицию, истребованию от организаций образцов и каталогов продукции, а также документации для проведения экспертиз и др.

Закон дополнительно предусматривает применение отдельных мер государственного принуждения (задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов, ведение банков данных о гражданах (Глава 4).

Уточнен порядок применения физической силы, специальных средств и оружия (Глава 5). Установлен перечень оснований для их применения, запретов связанных с применением, гарантий личной безопасности вооруженного сотрудника. Исключено понятие использования оружия предусмотренного законом «О милиции».

В статье 25, впервые на законодательном уровне закреплен принцип территориальности деятельности полиции. А именно, установлено, что сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Не менее пристальное внимание в законе уделяется и самим сотрудникам. Статьей 27 предусмотрены основные обязанности сотрудника полиции. Вот некоторые из них:

Обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства и др.

Статьей 29 предусмотрены ограничения связанные со службой. Из нововведенных запретов на прохождение службы в полиции можно выделить:

Отказ от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гостайну;

Наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации и т.п.

Кроме того, установлено, что гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию если он:

Имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

Является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

Неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

Не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Введены дополнительные требования при приеме на службу, в части психофизиологического исследования, тестирования на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, то есть МВД России (статья 35).

Законом уделено отдельное внимание и особенностям режима служебного времени сотрудников полиции. Статья 37 законодательно закрепляет специфичность отдельных положений, регулирующих вопросы продолжительности служебного времени сотрудников полиции и привлечению их к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени. Например, приоритетной обязанностью работодателя по отношению к сотруднику полиции, является предоставление за отработанные «сверхурочные» отгулов, а денежная компенсация вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена по личной просьбе.

Кроме того, указанной статьей установлено, что в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается в порядке, определяемом МВД России, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника полиции, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника полиции. При этом за нарушение указанных норм предусмотрено самостоятельное основание для увольнения сотрудника полиции.

Кстати, об основаниях для увольнения. Их круг, в отличие от закона «О милиции», расширен. Так статья 40 устанавливает такие, отсутствовавшие ранее основания для увольнения сотрудников, как:

Истечение срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа, при отсутствии возможности перемещения по службе;

Отчисление из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

Перевод на государственную службу иного вида;

Прекращение оснований для приостановления службы в полиции;

Отказ от выполнения служебных обязанностей в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;

Прекращение гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства.

Необходимо сказать и о заключительных положениях закона, которые предусматривают, что до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. То есть, Положение продолжает действовать для всех сотрудников, в том числе и для сотрудников полиции, в части не урегулированной законом «О полиции».

Также заключительными положениями закона предусмотрено, что все сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы.

Необходимо отметить, что финансирование полиции с 1 января 2012 будет осуществляться из средств федерального бюджета, однако указанное не исключит возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлять отдельные расходы на полицию по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, будут переданы в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Данный вопрос регламентируется, в первую очередь, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О полиции» (далее - Закон о полиции). Новым Законом о полиции устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. Закон дает исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность ее сотрудников более прозрачной для гражданского общества. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования.

Закон о полиции создает законодательные основы организации и деятельности полиции в РФ в соответствии с новыми общественными отношениями, предусматривает комплексное решение задач по устранению пробелов, которые существовали в правовом регулировании деятельности милиции.

В соответствии со ст. 4 Закона о полиции, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом РФ.

Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией).

За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством РФ. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова «в отставке». Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

В число квалификационных требований к должностям в ОВД входят требования: к уровню профессионального образования, стажу службы в ОВД или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников.

Назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом РФ. Назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом Федеральным законом «О службе в ОВД РФ», Федеральным законом «О полиции» и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Профессиональная служебная деятельность сотрудников ОВД осуществляется в соответствии со специально разработанными должностными регламентами (инструкциями). Порядок разработки и утверждение должностных регламентов находится в компетенции руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (то есть МВД).

В первую очередь полиция РФ в своей деятельности руководствуется правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, Законом о полиции, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.

К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие управление полицией, относятся:

Конституция РФ;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

Гражданский кодекс РФ (четыре части);

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»;

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Другие Федеральные законы (от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»; от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»).

Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ:

От 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»;

От 25.04.1995 № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» и мн. др.

Обязательными для исполнения полицией являются ведомственные правовые акты. Это, прежде всего:

Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

Инструкция о деятельности ОВД по предупреждению преступлений;

Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых ОВД при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ;

Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников ОВД, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне;

Инструкция о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий и др.

Однако деятельность полиции регулируют не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками ОВД. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, признаются органами дознания.

Известно, что полиция входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности полиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, Федеральной службе безопасности России (ФСБ) и определяют этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка.

Для деятельности полиции важное значение имеют и нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие ОВД с правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для РФ международным договором, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора РФ.

Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют не только акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.

Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 УПК РФ, законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста, рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.

Подчеркнем, что принятие Закона о полиции обусловило необходимость разработки значительного числа новых нормативных правовых актов, а также приведения действующих нормативных правовых актов в соответствии с новым законом. Для организации этой большой правовой и организационной работы на плановой основе в МВД России подписаны Приказы от 28.02.2011 № 92 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «О полиции» и от 21.03.2011 № 129 «Об утверждении Плана-графика подготовки первоочередных проектов нормативных правовых актов РФ».

Таким образом, правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о полиции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, субъектов РФ в пределах их компетенций, приказы и инструкции МВД РФ и др. Так как деятельность служб, подразделений и учреждений полиции столь многогранна, ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права - профилирующим, специальным, и комплексным. Профессиональные кадры сотрудников полиции должны иметь базовую юридическую подготовку, в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для подготовки слушателей на самостоятельной подготовке

По дисциплине

Выполнил: Преподаватель

Цикла Ю и СД ЦПП

УМВД России по Вологодской области специалист Поляков Ю.И.

Вологда 2016 год

1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

2. Вопросы на самостоятельную подготовку (для самопроверки)……….4

3 Вопросы контрольно-проверочного занятия………………………………5

4. Выписка из тематического плана…………………………………………..6

Тема 1.1.1. «Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»……10

Тема 1.1.2. «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место полиции в системе органов внутренних дел. Полиция: правовые основы, основные направления, принципы деятельности»…………………………………………………………………24

Тема 1.1.3. «Обязанности и права полиции»…………………………….47

Тема 1.1.4. «Правовые основания применения полицией

отдельных мер государственного принуждения»……………………….55

Тема 1.1.5. «Применение полицией физической силы,

специальных средств и огнестрельного оружия»………………………73


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Организационно-правовые основы деятельности полиции»

входит в программу профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на базе высшего юридического образования либо на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образованияпо должности служащего «Полицейский».

Дисциплина «Организационно-правовые основы деятельности полиции» является одним из важных предметов изучаемых на цикле юридических и специальных дисциплин ЦПП УМВД России по Вологодской области.

Структура построения дисциплины ориентированы на последовательное изучение вопросов гуманитарных и юридических наук и использования их в деятельности полиции, по выполнению возложенных на нее задач.

Изучение организационно-правовых основ службы в органах внутренних дел является базовым элементом подготовки сотрудников. Это тот фундамент на котором строится вся остальная подготовка специалиста. Без этого фундамента, дальнейшая подготовка сотрудника невозможна.

Целью дисциплины «Организационно-правовые основы деятельности полиции»являетсяформирование у слушателей комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне. Состоит в обеспечении усвоения теоретического материала курса, в овладении приемами и методами практической деятельности и в приобретении соответствующих навыков.

Данные методические рекомендации направлены на то, чтобы слушатели в процессе самостоятельной подготовки имели возможность ознакомиться с материалами необходимыми им для изучения данной дисциплины и подготовки в дальнейшем к сдаче итогового контрольно - проверочного занятия.

Вопросы самостоятельной подготовки слушателей по дисциплине:

«Организационно-правовые основы деятельности полиции»

1. Российская Федерация в системе глобальной безопасности и современных международных отношений. Понятие национальной безопасности. Конституционные основы национальной безопасности России. Взаимосвязь внутренней и внешней политики российского государства по обеспечению национальной безопасности.

2. Внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации, их источники и связь с внешними угрозами. Система обеспечения национальной безопасности России, роль и место органов внутренних дел. Задачи органов внутренних дел по противодействию внутренним угрозам национальной безопасности.

3. Правоохранительная деятельность - понятие, цели, задачи.

4. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности.

5. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Роль и место Министерства внутренних дел Российской Федерации в системе правоохранительных органов, его система и структура.

6. Назначение полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел.

7. Взаимодействие подразделений полиции между собой, с другими правоохранительными органами.

8. Контроль и надзор за деятельностью правоохранительных органов.

9. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности.

10. Основные направления деятельности полиции.

11. Принципы деятельности полиции.

12. Обязанности и права полиции как основной элемент ее правового статуса. Их правовое закрепление.

13. Классификация обязанностей полиции.

14. Классификация прав полиции.

15. Механизм реализации обязанностей и прав полиции.

16. Гарантии обеспечения административной деятельности сотрудников полиции.

17. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

18. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

19. Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

20. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

21. Основания применения физической силы.

22. Основания применения, состоящих на вооружении полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

23. Основания применения полицией огнестрельного оружия. Запреты, связанные с применением огнестрельного оружия.

24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

Вопросы к контрольно-проверочному занятию по дисциплине:

«Организационно-правовые основы деятельности полиции»

1. Правоохранительная деятельность – понятие, цели, задачи.

2. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности.

3. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Роль и место Министерства внутренних дел Российской Федерации в системе правоохранительных органов, его система и структура.

4. Назначение полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел.

5. Взаимодействие подразделений полиции между собой, с другими правоохранительными органами.

6. Контроль и надзор за деятельностью правоохранительных органов.

7. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности.

8. Основные направления деятельности полиции.

9. Принципы деятельности полиции.

10. Обязанности и права полиции как основной элемент ее правового статуса. Их правовое закрепление.

11. Классификация обязанностей полиции.

12. Классификация прав полиции.

13. Механизм реализации обязанностей и прав полиции.

14. Гарантии обеспечения административной деятельности сотрудников полиции.

15. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

16. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

17. Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

18. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

19. Основания применения физической силы.

20. Основания применения состоящих на вооружении полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

21. Основания применения полицией огнестрельного оружия. Запреты, связанные с применением огнестрельного оружия.

22. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

Тематический план

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

основная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности служащего «Полицейский» (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования)

№ п/п Наименование тем Всего часов Теоретич. занятия Практич. занятия Форма контроля
1.1.1. Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - -
1.1.2. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место полиции в системе органов внутренних дел. Полиция: правовые основы, основные направления, принципы деятельности - -
1.1.3. Обязанности и права полиции - -
1.1.4. Правовые основания применения полицией отдельных мер государственного принуждения - -
1.1.5. Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - -
Контрольно-проверочное занятие - -
Всего: -
Похожие публикации