По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Способы, методы, типы правового регулирования Нормы по способу правового регулирования

По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Способы, методы, типы правового регулирования Нормы по способу правового регулирования

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Классификация норм по методу правового регулирования.

Из содержания предыдущего параграфа следует: правовые нормы в зависимости от метода правового регулирования можно подразделить на нормы императивные и диапозитивные. Иногда к ним добавляют также нормы рекомендательные, в рамках которых государство предоставляет еще большую степень свободы действий, чем при диспозитивном регулировании. В рекомендательных нормах государство формулирует свои рекомендации, пожелания и не предусматривает каких-либо санкций за нарушение рекомендаций. Рекомендательных норм, понятно, не так уж много, поскольку они не обеспечивают четкого и жесткого регулирования, в котором нуждается государство.

Система законодательства.

Если право это много норм, то законодательство - это много нормативных актов. Законодательство - система нормативных актов, т.е. официальных документов, содержащих нормы права: законов, подзаконных актов. Право содержится в законодательстве, поэтому и соотносятся они друг с другом как содержание и форма. Право и законодательство имеют собственные системы. В чем-то эти системы похожи, но есть и существенные отличия.

И право, и законодательство организованы в институты и отрасли. Только в системе права насчитывается порядка 20 отраслей, а в системе законодательства - около 50. Отрасли в системе законодательства создаются, можно сказать, для удобства использования нормативных актов. Каждая отрасль - это отдельная "полочка", на которой лежат подобранные "по теме" законы и подзаконные акты.

Не удивительно, что имеются отрасли законодательства, которые "повторяют" по названию отрасли права (уголовное, гражданское законодательство), но есть отрасли законодательства, которые не имеют аналогов в отраслях права: хозяйственное право, аграрное право, законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.п. Отмечается тенденция к формированию новых комплексных отраслей законодательства -о байках, приватизации, банкротстве предприятий.

Понятие правоотношения, его структура.

Когда норма права "включается" и начинает регулировать общественное отношение, возникает правоотношение. Когда гражданину, например, исполняется 18 лет, он оказывается стороной множества новых правоотношений. Часто от человека зависит, "войти" ли в то или иное правоотношение либо не "входить" в него. Так, если одно лицо дает другому лицу в долг некую сумму, то между двумя лицами возникает правоотношение по поводу суммы долга.

Итак, правоотношение - это общественное отношение, урегулированное юридической нормой, порождающей субъективные права и юридические обязанности. В правоотношении две стороны связаны друг с другом: у одной стороны возникает субъективное право, а у другой - юридическая обязанность. У лица, давшего в долг, возникает право требовать возврата долга, а у лица, взявшего в долг, - обязанность вернуть сумму долга. Право и обязанность представляют собой неразрывное единство; они и есть содержание правоотношения.

Слово "субъективное" перед словом "право" означает, что данное право принадлежит конкретному субъекту и в конкретных обстоятельствах. Сторона, которая несет обязанность, называется обязанной стороной, а сторона, имеющая субъективное право, - управомоченной стороной. Стороны правоотношения - это субъекты; сумма долга - это объект правоотношения.

Каждый человек находится в сотнях и тысячах правоотношений с другими людьми, даже незнакомыми ему. Это и делает из нас общество. Если обязанная сторона выполняет свою юридическую обязанность (т.е. возвращает сумму долга, например), то данное правоотношение "закрывается": два лица больше не связаны между собой по поводу этой суммы.

От такого - правомерного - поведения выигрывают все стороны: одно лицо воспользовалось полученными в долг деньгами и вернуло сумму долга; другое лицо получило свои деньги назад, возможно с процентами; интересы обеих сторон были удовлетворены, а государство и общество получили порядок во взаимоотношениях. Следовательно, норма права (и право в целом) выполнили свою регулирующую функцию. Многие правоотношения сопровождают человека на протяжении всей жизни или ее значительной части.

Например, с рождением человека "открывается" серия правоотношений между ним и государством по поводу гражданства, прав и свобод гражданина. Соответственно со смертью человека "закрываются" все правоотношения, которые связывали его с обществом. Со вступлением в брак, "включаются" брачные правоотношения, рождаются права и обязанности между супругами - по поводу имущества, рождения и воспитания детей. С рождением детей появляются новые правоотношения - родительские; это правоотношения между каждым из родителей и каждым из детей. За невыполнение родительских обязанностей государство может лишить родителей родительских прав.

Важными являются правоотношения собственности. Некое лицо, например, является собственником квартиры или дома, и у лица, соответственно, имеется субъективное право владеть, пользоваться и распоряжаться квартирой/ домом. Складывается правоотношение между собственником и неопределенным кругом лиц (всеми остальными) по поводу его собственности: все остальные несут юридическую обязанность НЕ препятствовать тому, чтобы собственник владел, пользовался и распоряжался своей собственностью.

Как видно из вышеизложенного, правоотношения имеют свою структуру, состав. В состав правоотношения входят следующие елементы:

  • o субъекты правоотношения;
  • o объект правоотношения;
  • o субъективное право;
  • o юридическая обязанность.

Условно структуру правоотношения можно было бы изобразить следующим образом.

Проблема объединения правовых норм в институты и отрасли права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.

Российские ученые называют два критерия выделения отраслей в системе права.

Критерием деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это определенная совокупность однородных общественных отношений. Под предметом правового регулирования понимается то. Что подлежит урегулированию, то есть те отношения, которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь юридически значимые отношения, которые:

Являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

Создают объективную потребность в их урегулировании.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты – индивидуальные и коллективные;

б) их поведение, поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

Предмет правового регулирования является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных причин в соответствии со спецификой связей между общественными отношениями, поэтому главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.

Вторым основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – есть совокупность способов и приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет – на вопрос что , то метод на вопрос – как регулирует.

Предмет является главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод является дополнительным , юридическим критерием, самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

Наряду с общим методом правового регулирования существуют и конкретные методы, характерные для тех или иных отраслей права. К ним относятся: 1) императивный методы, 2) диспозитивный метод, 3) метод поощрения, 4) рекомендаций, 5) метод автономии и равенства сторон, 6) убеждения, 7) принуждения, 8) альтернативный, 9) наказания.

1) Императивный метод – метод властных предписаний, абсолютно определенного характера, исходящий от компетентного лица, обеспечивается мерами принудительного характера, содер­жащий, как правило, нормы-запреты. Он является властно-авторитарным, строго обязательным, это метод «вертикали». Предполагает запреты, обязанности, наказания. Характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права.

2) Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рам­ках закона. Он построен на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, их несоподчиненности между собой, это – метод «горизонтали». Предполагает дозволения. Присущ в первую очередь гражданскому праву.

3) Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. По­ощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и ме­далями).

5) Метод автономии и равенства сторон характерен для про­цессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участ­ники судебного разбирательства находятся в одинаковом процес­суальном отношении друг перед другом, законом и судом; их от­ношениям присуща самостоятельность.

6-7)В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение . Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.

8-10) Метод дозволения, обязывания и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

11) В административном праве действует метод субординации и властного приказа позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

Все названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения, и, наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

Говоря о разделении права на отрасли, необходимо иметь в виду следующее:

1. Все отрасли права по своему со­держанию могут быть разделены на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

Материальное право - это совокупность правовых норм (объединенных, естественно, в институты, подотрасли и отрасли права), регулирующих содержательную сторону общественных отношений. Таким образом, это отношения складывающиеся между людьми и их объединениями, отношения связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. К отрас­лям материального права относятся конституционное, уголовное, админист­ративное, гражданское, исправительно-трудовое, финансовое, земельное, се­мейное, трудовое, аграрное право. Нормы указанных отраслей права непо­средственно регулируют управленческие, имущественные, трудовые, семей­ные отношения и т. д.

Процессуальное право - совокупность правовых норм (объединенных в институты, подотрасли, отрасли права), регулирующих об­щественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права. Таким образом, это отрасли, которые определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

К отраслям процессуального права отно­сятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, а согласно позиции некоторых авторов - и конституционно-процессуальное, арбитражное и админист­ративно-процессуальное право.

2. Разделение права на частное и публичное. Это разделение, сложилось в юридической науке и практике еще в Древнем Риме. По широко известному определению римского юриста Доминиция Ульпиниана (III в.), публичное право относится «к положению Римского государства», частное – «к выгоде отдельных лиц». Публичное право – это область дел государственных, а частное право – область частных дел.

Такое деление права было воспринято континентальной правовой системой.

Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечи­вающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Речь идет главным образом об имущественных и личных неимущественных отно­шениях. К частному праву относятся прежде всего гражданское, торговое (в странах, где оно выделилось в самостоятельную отрасль права), семейное право.

Специфику частного права составляют следующие черты :

1. Частное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

2. Предметом регулирования частного права является область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовые средства и т.д.

Регулирование отношений частных лиц между собой;

Обеспечение частного интереса с акцентированием внимания на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

Обеспечение свободного волеизъявления субъектов при реализации своих прав;

Широкое использование договорной формы регулирования;

Включение в себя норм, обращенных к субъективному праву и обеспечивающих судебную защиту;

Преобладание диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;

Использование классической юридической техники.

4. Метод частного права – преимущественно диспозитивный.

5. Отрасли, основу которых составляют нормы частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и др.

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный ин­терес. К публичному праву относятся, например, конституционное, уголов­ное, административное право.

Специфику публичного права составляют следующие черты :

1. Публичное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, организации и деятельности представительных учреждений, осуществление правосудия, борьбу с посягательствами на конституционный строй.

2. Предметом регулирования публичного права является область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти всех, публичных институтов, аппарата государств, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

Регулирование отношений между государственными органами или между частными лицами и государством;

Обеспечение публичных интересов с акцентированием внимания на запретах, обязанностях граждан перед государством;

Обеспечение одностороннего волеизъявления субъектов права;

Включение в себя общих и безличных норм, имеющих нормативно ориентирующее воздействие;

Преобладание директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

Широкое использование новейших технических приемов.

4. Метод публичного права – преимущественно императивный.

5. Отрасли, основу которых составляют нормы публичного права: конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, уголовно-процессуальное право и др.

В качестве критерия разграничения частного и публичного права в со­временной юридической науке признается и различие методов правового ре­гулирования. Для публичного права характерен метод централизации (суб­ординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права, как пра­вило, императивны, их содержание не может быть изменено по воле участни­ков правоотношений.

Абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы могут присутствовать в отраслях частного права, и наоборот. Так, например, в земельном праве – отрасли частного права – присутствуют и публично-правовые элементы в виде определения порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. В семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права: оно перешло в состав отраслей частного права, сохраняя публично-правовые элементы.

Возрастание влияния современного государства на экономические отношения и увеличение объема его социальной деятельности обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения в современной России (например, договор о поступлении гражданина на государственную службу, контракт о службе в Вооруженных Силах РФ, контракт о службе в органах внутренних дел и т.д.).

В какой-то степени разделение права на публичное и частное носит ус­ловный характер (заметим, что в странах с англосаксонской системой права такого разграничения нет); ведь частный интерес, не соответствующий инте­ресу всего общества, т. е. публичному интересу, не может рассчитывать на юридическую защиту.

Соотношение Публичное право Частное право
1. Выражают интересы государства Частные интересы отдельных лиц
2.Регулируют отношения Между государственной властью и гражданином Граждан и их частных объединений между собой
3.Соотношение сторон, положение участников Присутствует подчиненность, неравноправие участников (субординация) Участники юридически равноправны (равноправие)
4.Характер правоотношений Вертикальные по типу «власть-подчинение» Горизонтальные «координационного» типа
5.Регулирование отношений Централизованная регуляция общественных отношений гос. власти Децентрализованное регулирование из независимых центров
6. Метод правового регулирования императивный диспозитивный
7. Правовые нормы Обязанности, запреты дозволение
8. Средство правового регулирования Односторонне-властный акт компетентного государственного органа договор
9. Сущность отношений (целевые установки) Сущность образует коллективное начало Образует индивидуальное начало
10. Защита прав исходит Исходит от государства Исходит от заинтересованного частного лица
11. Статус государства Властный субъект, наделенный компетенцией Юридическое лицо

3. Международное право не входит ни в одну национальную сис­тему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, по­скольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударст­венные отношения. В нем выражается коллективная воля наро­дов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и ин­ституты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности госу­дарств - участников мирового сообщества, принципы их взаи­моотношений, поведение на международной арене.

Это правовая система, включающая международное публичное право, регулирующее межгосударственные отношения, и международное частное право, регулирующее внутригосударственные отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

В современной юридической науке сложились различные концепции соотношения международного и национального права:

1) монистические концепции, сторонники которых признают международное и национальное право составными частями единой системы права:

Концепция примата (приоритета) национального права над международным;

Концепция примата международного права над национальным.

2) дуалистическая концепция, сторонники которой рассматривают международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые, изолированные и независимые друг от друга правовые системы, которые активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, рост значения роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общественные ценности и приоритеты.

В этих условиях все большее число сторонников находит концепция верховенства международного права, разработанная основателем нормативистской школы права австрийским юристом Г. Кельзеном (1881-1973). Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств; истинность норм национального права определяется нормами международного пава.

Международное право:

1. Международное право является составной частью правовой системы каждого государства. Оно активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

2. Международное право создается международными организациями, а т.ж. совместной деятельностью различных государств, а национальное право – компетентными субъектами, определяемыми в каждом отдельном государстве.

3. Международное право распространяет свое действие на территорию всех государств, а национальное право – на территорию соответствующего отдельно взятого государства.

4. Источниками международного права являются пакты, декларации, конвенции, международные договоры. Источниками национального права являются внутригосударственные нормативные правовые акты, договоры обычаи.

5. В современном мире реализуется концепция примата (верховенство) международного права над национальным.

Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В КонституцииРФ записано, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора (ст. 15 ч. 4).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам.

Интеграция России в мировое сообщество, развитие сотрудничества с другими государствами, участие в разрешении региональных конфликтов, выполнение по мандату ООН миротворческих миссий свидетельствует о признании конструктивного влияния России на решение международных проблем. С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России, о чем, в частности, свидетельствует возможность граждан РФ в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.


Похожая информация.


Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

1. дозволение (управомочение);

2. обязывание (позитивное обязывание);

В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности) (позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность), связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями.

Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание граждан, иными лицами совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий.

Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий.

Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья - юридические нормы, правоотношения, акты реализации во многом определяя их черты и особенности.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Виды методов правового регулирования . Обычно выделяют два главных метода:

1. централизованный (метод директивный, императивный);

2. децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

Централизованный метод. Его отличает:

Регулирование на властно-императивных началах; «сверху - донизу»;

Строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

Использование предписания в качестве основного юридического средства;

Использование для защиты интересов общества в целом и государства.

Децентрализованный метод. Его отличает:

Возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению;

Равноправие сторон;

Он основан на дозволениях.

В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

Тип правового регулирования . Он представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования:

1. общедозволительный (дозволительный);

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом.

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

Запретительный тип. Он применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т.д.); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения.

Правовой режим. Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего не благоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения).

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, опре-делить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в ре-гулировании общественных отношений, в-третьих, точнее опре-делить границы и возможности регулирующего воздействия пра-ва на общественные отношения, в-четвертых, значительно усо-вершенствовать правотворческую и правоприменительную дея-тельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым выступает наиболее существен-ный признак, определяющий все остальные признаки классифи-цируемого явления. В настоящей главе предлагаются четыре ос-нования классификации юридических норм (хотя в правовой ли-тературе их значительно больше): функции в правовом регули-ровании общественных отношений, предмет правового регулиро-вания, метод правового регулирования, форма выражения пред-писания.

1. По функциям в механизме правового регулирования выде-ляются: исходные правовые нормы, нормы — правила поведения, общие и специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы за-нимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные на-чала, основы правового регулирования общественных отноше-ний. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направле-ния, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не ис-ключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела — если надо обо-сновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законо-дательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законо-дательного положения, либо усилить авторитетность принимае-мого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по свое-му характеру, содержанию и целевому назначению. В их соста-ве можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-нача-ла это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и госу-дарственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. Они получают разви-тие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах.


Нормы-принципы зако-нодательные предписания, выражающие и закрепляющие прин-ципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значитель-нее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законода-тельном предписании, становится нормой-принципом.

Определителъно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляю-щие целевые установки законодателя. Примером таких норм слу-жат предписания Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (ст. 1): «Судебная власть в Российской Федерации осуществля-ется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, на-родных и арбитражных заседателей»; ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации» от б февраля 1997 г., где определяются задачи внутренних войск, и др.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего-рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ-ления в уголовном законе, административного проступка — в ад-министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы-полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова-ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель-ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным.

Именно поэтому российское за-конодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основ-ные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, исполь-зуемых в этом законе, в частности, «агитация предвыборная», «выдвижение кандидата», «депутат», «избиратель», «избира-тельный блок» и др.

Нормы — правила поведения, в отличие от исходных, — это нормы непосредственного регулирования поведения людей, обще-ственных отношений. Они указывают на взаимные права и обя-занности субъектов, условия реализации этих прав и обязаннос-тей, виды и меру реакции государства по отношению к право-нарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в представительно-обязывающем ха-рактере, соответственно которому она устанавливает для участ-ников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гаран-тируемые государством взаимные субъективные права и юриди-ческие обязанности. В результате такого целенаправленного ре-гулятивного воздействия нормы — правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами дан-ного правоотношения.

В нормах — правилах поведения получают логическое разви-тие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы — правила поведения основательно изучены в юриди-ческой науке. Определение юридической нормы и ее теории в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы — правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы — правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранитель-ные. Не возражая в принципе против такого деления, подчер-кивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, услов-ность данной классификации, ибо охрана — один из способов ре-гулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

Общие и специальные нормы.

Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы это пред-писания, охватывающие своим действием, как правило, все пра-вовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы груп-пируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы — это предписания, кото-рые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых обще-ственных отношений, с учетом присущих им особенностей.

Спе-циальные нормы детализируют общие предписания, корректиру-ют временные и пространственные условия их реализации, спо-собы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей сово-купности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в граждан-ском праве; нормы, предусматривающие ответственность за ху-лиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уго-ловном праве, и т.д.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловлива-ют особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют от-расль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и про-цессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организаци-онные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отно-шению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и проис-ходит, то на определенном этапе развития системы права. Про-цессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную право-вую совокупность, создают определенный раздел соответствую-щей отрасли права.

3. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

1) властно-побудительный (императивный), направленный на обес-печение предписанного государством, строго обязательного пове-дения субъектов;

2) автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощри-тельный, стимулирующий желательное для государства и обще-ства правомерное и социально активное поведение;

4) рекоменда-тельный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения го-сударства вариант поведения. В соответствии с ними и классифи-цируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы категорические, строго обязатель-ные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, отно-сящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диапозитивные нормы, предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах за-конных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделя-ются участники отношений, регулируемых диспозитивной нор-мой, заключается в том, что сторонам предоставляется возмож-ность самим договориться о своих взаимных правах и обязаннос-тях, и лишь на случай, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обусловли-вает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно это формулируется следующим образом: «Если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким об-разом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если по истечении срока трудового договора (контракта) трудовые отношения фак-тически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их пре-кращения, то действие договора (контракта) считается продол-женным на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специ-фический метод правового регулирования данной отрасли бази-руется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полез-ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводитель-ный труд людей, их творческую и социальную активность (нор-мативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, ак-ционерным обществам, государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба:

многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут от-менены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предо-ставив им полную хозяйственную и организационную самостоя-тельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

4. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предо-ставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «впра-ве», «имеет право», «может». Например: осужденные имеют пра-во на получение информации о своих правах и обязанностях;

имеют право на вежливое обращение со стороны персонала уч-реждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здо-ровья и др. (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения оп-ределенных положительных действий. Для этих норм характер-ны слова «обязан», «должен». К примеру: «Государственная лес-ная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обя-зана обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (ст. 77 Лесного ко-декса РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления, основная цель которых пред-отвратить возможное нежелательное для личности и общества по-ведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровожда-ется словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Брачный договор не может огра-ничивать правоспособность или дееспособность супругов...» (ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ); «Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается» (ст. 51 КЗоТ РФ);

«Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституци-онного Суда Российской Федерации не допускается» (ст. 29 Фе-дерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.) и т.д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени под-ходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

Похожие публикации