Переход моисея через красное море. Библейская история Моисея. История пророка Моисея. Исторические факты, подтверждающие библейские события

Переход моисея через красное море. Библейская история Моисея. История пророка Моисея. Исторические факты, подтверждающие библейские события

Когда десница Божия поразила всех первенцев египетских, во всей земле поднялся великий вопль. Фараон ночью призвал Моисея и Аарона и повелел выйти из его страны. В 104-м псалме поется: Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него (Пс 104, 38). Десять казней являются чудесами Божиими. Библейское повествование об этом проникнуто мыслью о всесилии Божественного Промысла .

По выходе из Египта Господь повелел Моисею освятить всех первенцев израильских от человека до скота . Они были спасены Богом и составляли Его достояние . Первенцы людей должны быть освящены, выделены и отданы на служение Богу . Позднее, когда в земле обетованной было установлено постоянное служение левитов, первенцы оставались дома, но родители должны были за первенцев вносить выкуп.

В честь этого события был установлен ежегодный праздник — Пасха.

Самый короткий путь в Ханаанскую землю, которую Бог назначил потомкам Авраама, был северо-восточный. Дорога проходила через землю филистимлян . Это был довольно воинственный народ. Евреи, вышедшие из продолжительного рабства, были не способны к такой войне. Поэтому Бог не повел евреев этим путем, а привел к Красному (по-славянски — Чермному) морю. Красное море в географическом отношении представляет собой узкий залив Индийского океана, глубоко вдающийся в сушу между Египтом и Аравийским полуостровом. На северном конце Красное море было во времена Моисея разделено на два залива: Суэцкий и Акабский. В целом оно имеет протяженность в двести километров. В каком месте израильтяне перешли его? В книге Исход последним станом перед переходом назван Пи-Гахироф, что в переводе с еврейского значит «устье каналов».

Некоторое время спустя после ухода евреев фараон взял отборные колесницы и погнался за сынами израильскими. Они оказались зажатыми между войсками фараона-гонителя и водами Красного моря. Евреев спасло чудо Божие , которое на всем протяжении ветхозаветной истории в Писании приводится как величайший пример спасительных действий Божиих .

По повелению Господа Моисей простер руку на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды (Исх 14, 21). Евреи пошли по безводному дну. Воды застыли, как две стены, по правую и по левую сторону. Все войско египетское с конями и колесницами вслед за евреями вошло в образовавшийся коридор. Но Господь отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (Исх 14, 25). Когда евреи вышли на берег, Моисей простер руку на море и вода к утру вернулась на прежнее место. Все войско египетское погибло, так как колесницы не могли двигаться. Моисей и сыны Израиля воспели благодарственную песнь Богу, которая начинается словами: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх 15, 1-2). Она стала одной из библейских песен , исполняемых на утрени Великим постом. Песнь эта легла в основу ирмоса 1-й песни канона: «Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав...»

Чудесное прохождение через Чермное море было прообразом Таинства крещения. Святой апостол Павел писал коринфянам: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор 10, 1-2).

После перехода Красного моря Господь повел народ Свой на северо-восток, в пустыню Сур , находившуюся между восточной границей Египта и Палестиною. Шли три дня, и не было воды. Пришли в Мерру (что по-еврейски значит горечь ). Вода была непригодна для питья. Народ возроптал на Моисея: что нам пить? Моисей возопил ко Господу. Господь показал ему дерево. Он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Древо сие есть образ Креста Господня , который должен был усладить горечь языческих народов» (выделено нами. — Авт. ).

Из пустыни Сур Господь повел народ вдоль восточного побережья Суэцкого залива. Целью путешествия была гора Синай .

Когда пришли в пустыню Син, народ вновь возроптал. Взоры израильтян были устремлены не к земле обетованной, а к Египту. Они вспомнили, как сидели у котлов с мясом. Бог вновь явил Свою силу: вечером налетели перепела и покрыли стан, а поутру около стана была роса. Когда роса поднялась, на земле лежало нечто похожее на крупу, мелкое, как иней. Моисей сказал соплеменникам: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх 16, 15). Хлеб, который Бог ежедневно посылал с неба в течение всего долгого странствия в пустыне, израильтяне назвали манной . Название в переводе значит что это ? — евреи были удивлены ее появлением. Она была белая, вкусом же как лепешка с медом (Исх 16, 31). Было строгое предписание Моисея собирать только на один день. Делать запасы запрещалось. Только в шестой день седмицы — две меры, чтобы в субботу покоиться. Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их от Божьего о них попечения. В 77-м псалме манна названа хлебом небесным . Манна была прообразом величайшего Таинства Евхаристии . Спаситель сказал иудеям : истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6, 32; выделено нами . — Авт. ).

На пути из пустыни Син к горе Синай Израиль расположился в Рефидиме. Там не было воды. Ропотливый народ стал укорять Моисея. Господь вновь явил Свою силу. Господь повелел Моисею: Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских (Исх 17, 6). Святой апостол Павел указывает на духовно-символическую сторону этого события: все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор 10, 4).

Вслед за этим событием произошло первое военное испытание Израиля — сражение с амаликитянами . Они были потомками Исава. Амаликитяне напали на Израиль в Рефидиме. Моисей послал Иисуса Навина сразиться с нападавшими, а сам стал на вершине холма с жезлом. Когда Моисей поднимал руки свои, побеждал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Постепенно руки Моисеевы отяжелели. Тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. Так продолжалось до захода солнца. Поднятые руки были прообразом креста . Об этом пишут святые отцы. Когда Израиль низложил амаликитян, Господь повелел Моисею записать об этом в книге. Это первое свидетельство того, что Моисей был описателем происходивших событий .

В третий месяц после исхода пришли сыны Израиля к горе Синай. Моисей взошел на гору. Господь воззвал к нему и сказал: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх 19, 5-6). Бог не только подтверждает избранничество Израиля, но впервые дает обетование, которое при условии соблюдения Израилем Завета поставляет его на особо высокую ступень близости и общения с Богом. Словами царство священников не отменяется священническая иерархия. Здесь говорится о тесном общении целого народа с Богом, какого удостоены священники.

В фильме Ридли Скотта (Ridley Scott) «Исход: цари и боги» (Exodus: Gods and Kings), премьерный показ которого пройдет во всех кинотеатрах страны 12 декабря, конечно же, мы увидим самое известное из всех библейских чудес: как «разверзлось» Красное море. Однако это чудо будет показано совершенно не так, как его изобразил Сесил Де Милль (Cecil B. DeMille) в своем классическом фильме 1956 года «Десять заповедей» (The Ten Commandments). В том фильме Чарлтон Хестон (Charlton Heston), исполнявший роль Моисея, «разделил» море таким образом, что образовались две огромные стены из воды, между которыми народ Израиля перебрался на противоположный берег по образовавшемуся на какое-то время мелководью. Армия фараона, бросившаяся вслед за ними на колесницах, утонула сразу же, как только Моисей повелел морским водам сомкнуться вновь.

Как заявил г-н Скотт, в его новой экранизации легенды события описаны более реалистично, поэтому Моисею в его фильме не приходится полагаться на чудесное вмешательство Бога. Режиссер решил, что в его фильме морские воды разойдутся под воздействием цунами, вызванного землетрясением. Пред началом землетрясения прибрежные воды обычно отступают и обнажают дно, и лишь затем на него обрушивается гигантская волна.

Но и эта трактовка событий не совсем убедительна. Время, в течение которого прибрежные воды отступают перед ударом цунами, обычно длится всего лишь 10-20 минут, а этого слишком мало, чтобы дети Израиля успели перейти море по обнажившемуся дну. Кроме того, Моисей не смог бы узнать о приближающемся цунами, если бы ему об этом не сказал Бог. Такое тоже можно допустить, но в этом случае в сюжете сохраняется элемент чуда.


Есть гораздо более естественное объяснение тому, каким образом морские воды могли отступить и на какое-то время открыть дно. Все дело в приливах и отливах — природном явлении, которое как нельзя лучше вписалось бы в тщательно продуманный план Моисея, поскольку Моисей вполне мог бы предвидеть начало отлива.

В некоторых точках планеты в результате отливов морское дно остается открытым на протяжении нескольких часов, и лишь затем приливные воды с шумом возвращаются к берегу. Что интересно, в 1798 году Наполеон Бонапарт с небольшим отрядом солдат верхом на лошадях пересекали Суэцкий залив в северной части Красного моря — примерно в том месте, где по преданию совершали свой переход Моисей с народом Израиля. На участок морского дна протяженностью около мили, превратившийся на время отлива в мелководье, внезапно хлынули приливные воды, чуть не затопив всадников.

Согласно библейскому писанию, израильтяне остановились на отдых на западном берегу Суэцкого канала, когда вдруг увидели вдалеке облака пыли, поднятые колесницами египетского фараона. Израильтяне оказались зажатыми между Красным морем и войском фараона. Хотя не исключено, что облака пыли стали для Моисея важным знаком — по ним он смог определить, когда египетская армия доберется до берега.

Моисей в молодые годы жил в тех местах и знал, в каком месте караваны переходили Красное море во время отлива. Он знал расположение звезд на ночном небе и был знаком с древними методами предсказания приливов, основанными на положении Луны на небосклоне и на ее фазе. Что же касается фараона и его жрецов, то они жили на берегах Нила, соединяющегося со Средиземным морем, в котором приливы и отливы происходят крайне редко. Скорее всего, они почти ничего не знали о приливах в Красном море и о том, насколько опасными они могут быть.

Зная, когда может начаться отлив, сколько времени морское дно будет мелководным, и когда вода опять начнет прибывать, Моисей вполне мог составить план бегства израильтян. Самым удачным было бы выбрать для своего бегства период полнолуния — когда отлив намного сильнее и длится гораздо дольше — у израильтян было бы достаточно времени, чтобы пересечь море. В этом случае и прилив был бы гораздо более мощным, и вероятность того, что преследовавшая их армия фараона погибнет в морской пучине, была выше.

Самым главным здесь было точно рассчитать время. Последним группам израильтян предстояло пройти по мелководью как раз перед началом прилива. Они должны были увлечь за собой войско фараона, преследовавшего беглецов на колесницах, и заманить их на мелководье, где те и утонули бы в нахлынувших водах прилива. На тот случай, если бы войско фараона оказалось на берегу моря до начала отлива, у Моисея, по всей видимости, был запасной план, направленный на то, чтобы задержать преследователей. Если бы египетская армия подошла к берегу уже после прилива, то Моисей мог бы предварительно перевести свой народ через море, а потом — во время следующего отлива — послать своих лучших людей навстречу египтянами, чтобы те продолжили преследование, и заманить их на мелководье.

В Библии упоминается, что в ту ночь все время дул сильный восточный ветер, отгоняя волны в море. Согласно законом физики океана, ветер, дующий над мелководьем, отгоняет в море больше воды, нежели ветер, дующий над глубокими водами. И если по счастливой случайности такой ветер дул и перед тем, как народ Израиля перешел через Красное море, то отлив в тот раз оказался сильнее обычного, и площадь мелководья увеличилась.

Само собой разумеется, возникновение такого ветра приписывалось божественному вмешательству, и поэтому на протяжении многих веков во время пересказов предания об исходе Моисею, который тщательно разработал план бегства во время отлива, отводилась второстепенная роль. Правда Моисей не мог предвидеть тот внезапный и очень кстати появившийся ветер, поэтому он не мог учесть его в своем плане. Следовательно, все его расчеты времени наступления и окончания отлива и прилива основывались на предсказаниях.

В то время, когда в 1798 году Наполеон со своими войсками чуть не утонул в северной части Суэцкого залива, вода во время прилива обычно поднималась на - 6 футов (1,5-1,8 метров), а если в соответствующем направлении еще и дул ветер, то на 9-10 футов (2,7-3 метра). Однако есть данные, указывающие на то, что во времена Моисея уровень воды в море поднимался гораздо выше. Следовательно, береговая полоса Суэцкого залива во время прилива могла смещаться дальше на север, и амплитуда прилива в нем была больше. Если все так и было на самом деле, то настоящую историю о том, как народ Израиля перешел через Красное море, не пришлось бы приукрашивать такими деталями, как стены воды, обрушившиеся на преследовавшее их египетское войско.

Здесь следует упомянуть еще об одном свидетельстве. Как выяснилось, моя гипотеза о том, что Моисей мог спланировать переход через Красное море и воспользоваться отливом, не нова. Древний историк Евсевий Кесарийский (Eusebius of Caesarea), живший в 263-339 годы нашей эры, упоминает две версии предания о переходе через Красное море, ссылаясь на греческого историка Артапана (Artapanus, (80-40 годы до нашей эры). Одна из версий, которую рассказывали жители египетского Гелиополя (Heliopolis), совпадала с библейским преданием. А вот согласно другой версии, распространенной среди жителей Мемфиса (Memphis), «Моисей, хорошо знавший те места, дождался морского отлива и перевел свой народ через море по мелкой воде».

Если Моисей на самом «разверзнул» воды Красного моря, воспользовавшись приливом, то предсказание прилива в этом случае следует считать самым впечатляющим и самым важным в истории.

Доктор Б. Паркер — в прошлом старший научный сотрудник Национальной океанической службы при Национальном управлении атмосферных и океанических исследований США. В настоящее время является приглашенным профессором в Технологическом институте Стивенса (Stevens Institute of Technology). Автор Книги «Сила моря: цунами, штормовые приливы, волны-убийцы и наши попытки предсказывать катастрофы» (The Power of the Sea: Tsunamis, Storm Surges, Rogue Waves, and Our Quest to Predict Disasters).

Одна из книг Ветхого завета и часть Пятикнижия — книга Исход — повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства, странствиях евреев под руководством пророка Моисея и обретении Бога избранным народом. В одном из самых драматических моментов повествования рассказывается о том, как, по чудесному мановению жезла Моисея, Красное море расступилось перед ним и беглецами и все они успели перебраться на другой берег. При этом гнавшиеся за ними египтяне потонули в волнах сомкнувшегося моря.

Данный сюжет заинтересовал американских ученых, которые методом компьютерного моделирования доказали возможность такого события, как разделение моря.

Карл Дрюс из отделения атмосферных и океанических исследований Университета Боулдера (штат Колорадо, США) и Вэйчин Хань, работающий в Национальном центре атмосферных исследований, расположенном также в городе Боулдер, обратили внимание, что, согласно Библии, разделению моря предшествовал сильный восточный ветер. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону», — говорится в Библии.

Ученые решили, что восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, шедшим из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток. Их предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, ведомые Моисеем, на церковнославянский язык переводится как Чермное море, что означает не только красное, но и «море камышей», и на английском языке названия весьма созвучны: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).

Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть у берегов озер, расположенных в дельте Нила.

Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, которое находилось около древнего города Танис, расположенном в восточной части дельты Нила. Сейчас озеро, о котором, вероятно, шла речь, называется Мензала.

Анализ археологических данных, измерений со спутника и древних карт позволил ученым определить границы и распределение глубины озера 3000 лет назад. Затем они смоделировали действие восточного ветра разных параметров с разной продолжительностью.

Оказалось, что ветер, который на протяжении 12 часов дует со скоростью около 100 км/ч (27 м/с), был способен «раздвинуть» воды, чтобы на срок около четырех часов образовался сухопутный мост с одного берега озера на другой.

«Мы проводили моделирование очень близко к тому, что написано в Книге Исход, — рассказал BBC Карл Дрюс, один из авторов работы. — Разделение моря вполне может быть описано динамикой жидкостей. Ветер уносит воду таким образом, что создает безопасный проход, а затем резко позволяет воде вернуться обратно».

Ученые говорят, что люди всегда были очарованы историей, описанной в Исходе, и довольно интересно, что, согласно исследованию, эта история вполне подтверждается и законами физики.

Похожие публикации