Надзорное производство в уголовном процессе. Надзорное производство в уголовно-процессуальном праве рф Надзор в уголовном судопроизводстве

Надзорное производство в уголовном процессе. Надзорное производство в уголовно-процессуальном праве рф Надзор в уголовном судопроизводстве

Уголовный процесс в России имеет особенность - возможность пересмотра постановлений, определений суда, приговоров, принявших законную силу, в рамках надзорной инстанции. В большей части зарубежных стран нет подобного процессуального института. Однако из-за общественно-политических условий, сложившихся на территории нашего государства, возникла необходимость в его формировании.

После распространения на Россию законов и деятельности по правам человека, был поставлен вопрос о том, допустимыми ли являются надзорная инстанция и стадии судопроизводства в ее рамках.

Международный судебный орган подтвердил, что ее наличие не вступает в разногласие с принципами и задачами Конвенции по защите прав человека. Но прохождение надзорной стадии не является обязательным. Даже без нее жалоба может быть принята к производству Европейским судом после вступления решения, принятого судом, в законную силу.

Надзорная инстанция имеет своей целью исследовать решения стоящих ниже судебных органов и в дальнейшем внести в них необходимые изменения, отменить их, если в ходе разбирательства были допущены серьезные нарушения, приведшие к постановлению незаконного или необоснованного судебного решения.

Напомним, что базовые суды общей юрисдикции - районные, рассматривающие преимущественно гражданские дела; мировые судьи, занимающиеся менее серьезными гражданскими делами; к краевым, республиканским, областным и Верховному Суду РФ первой инстанции относятся лишь некоторые категории таких дел.

Согласно действующему законодательству, надзорная инстанция в имеет двухступенчатую структуру. И предусматривает обжалование решений в президиуме Верховного республиканского суда, а также в судах краевого и областного значения. При этом на постановления, вынесенные ими, можно написать надзорную жалобу, которая подается в ВС РФ. Они подразделяются на надзорные жалобы, вынесенные на решения, определения постановления, которые рассматривали суды надзорной инстанции, и на те жалобы, которые могут быть исследованы в рамках работы президиума суда субъектов Федерации.

Относительно уголовного судопроизводства, стоит рассказать о тех изменениях, которые были внесены в УПК РФ и вступили в силу с 1.01.2013 года. Согласно ФЗ, утратила законную силу глава «Производство в надзорной инстанции». Актуальной вместо нее становится глава «Производство в суде надзорной инстанции». Соответственно ей, жалобы подлежат рассмотрению исключительно в Президиуме Верховного Суда РФ. Поэтому теперь суды области, края, судебная коллегия по делам уголовным не могут заниматься как надзорная инстанция.

Согласно новому закону, к кругу лиц, которые могут обжаловать вступившие в силу решение, добавились следующие: частный обвинитель и другие лица, чьи права и интересы затронуты в судебном решении, а также генеральный субъекта РФ и военный прокурор, их заместители.

Невзирая на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, надзорное производство в уголовном процессе имеет ряд характерных особенностей. Эта процедура исполняет контрольную роль. О том, какова сущность этого этапа, кто в праве инициировать направление протеста, а также какой орган вправе осуществлять указанное производство, пойдет речь в данной статье.

Надзорная инстанция в уголовном процессе – это отдельная стадия. Подтверждением этому служат:

  • установленные сроки;
  • участники судопроизводственного процесса;
  • наличие у участников процесса процессуального статуса;
  • итогом надзорного производства выступает принятие постановления в документальной форме.

Изучив главу 48.1 УПК, можно дать следующее определение надзору. Он является отдельной стадией уголовного судопроизводства, на которой пересматриваются вступившие в законную силу и действующие акты на предмет законности. Роль надзора в уголовном процессе определена несколькими аспектами:

  • эта стадия уголовного судопроизводства предназначена для осуществления контроля соблюдения закона и оценки обоснованности вступивших в силу приговоров, а также постановлений стоящих ниже инстанций;
  • кроме самого обжалуемого приговора или постановления, проверке подвергаются все последующие акты, созданные в ходе апелляционного и кассационного пересмотра;
  • протест может подавать должностное лицо, которое регламентируется нормами УПК;
  • факт подачи протеста не является гарантией пересмотра дела. Пересмотр возможен только после предварительного решения о допуске, которое выносится на усмотрение судьи знакомящегося с материалами дела;
  • если жалоба подается с целью улучшения положения лица, осужденного на отбывание наказания, то никакие процессуальные сроки не действуют;
  • слушания дела на этапе «Надзор» не является обязательным. До этой стадии уголовный процесс доходит не часто. Подобное случается лишь тогда, когда осужденный считает, что не смог добиться правды в очередной раз.

Главные задачи, поставленные законодателем перед надзорным производством, выглядят следующим образом:

  • выявление нарушения действующего законодательства нижестоящими судебными инстанциями;
  • исправление выявленных преднамеренных или непреднамеренных ошибок путем изменения приговора или возврата дела нижестоящему органу с разъяснениями допущенных нарушений;
  • устранение проблем применения норм права в ситуациях, когда отсутствуют официальные разъяснения к ним.

Надзорная инстанция играет значимую роль в уголовном судопроизводстве. Выполняя отведенные законом функции надзор служит:

  • гарантией конституционных прав. Простыми словами, осужденный может использовать все доступные средства для своей защиты;
  • препятствием для исполнения вердиктов судов, вынесенных при несоблюдении норм и не отвечающих принципам справедливости;
  • средством повышения уровня законности путем использования в работе судов разъяснений надзорных органов.

На первый взгляд может показаться, что надзорное производство интересно и выгодно только стороне защиты и самому осужденному. На деле это не так. Пересмотр уголовного дела в порядке надзора нужен и судьям. С этой точки зрения надзор выступает в качестве инструмента самопроверки.

Сходства и отличия надзора с другими стадиями пересмотра решений уголовного суда


Разные этапы проверки приговора суда на законность имеют ряд схожих черт. Основные из них таковы:

  • преследуемые цели;
  • значение с точки зрения права;
  • проверка работы нижестоящих судебных органов, наделенных правом вершить правосудие;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • осуществление контроля законности выносимых актов;
  • выявление ошибок и выдача указаний на их исправление.

Дополнительно нужно сказать, что результат работы всех стадий может стать отмена обжалуемых актов в результате признания их неправомерными. В то же время надзор имеет ряд принципиальных различий с апелляцией. Они заключаются в следующем:

  • виды судебных актов, направляемых на пересмотр;
  • субъективный состав, например, апелляционной инстанции не известны такие субъекты как заявитель;
  • процессуальные сроки и их урегулирования. Для апелляции сроки прописаны в УПК, для надзора сроки законом не регламентированы;
  • процедура пересмотра. Апелляция – это повторное рассмотрение с новым исследованием доказательств. В то же время в надзоре доказательная база не подвергается сомнению.

Надзор имеет ряд принципиальных отличий и с кассационным порядком. К основным из них нужно отнести:

  • участниками кассационного обжалования могут являться осужденный или оправданный, сторона защиты, доверенные лица, потерпевшие, частные обвинители и т. д. Обжалование в порядке надзора допускает присутствие заявителя, должностных лиц, Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • в первом случае предметом обжалования могут служить документы, вынесенные районными судьями и апелляция. Во втором это список дополняется кассационными определениями;
  • процесс кассационного обжалования осуществляется высшим судебным органом в субъекте или военном округе, а также Верховном Суде. Надзорное разбирательство - это исключительно прерогатива ВС РФ;
  • гарантией проведения кассационного разбирательства является грамотно составленная жалоба. В надзоре подобной гарантии нет. Все зависит от мнения судьи.

Главной общей чертой кассации и надзора является порядок действий при получении жалобы.

Порядок производства


Процедура производства установлена на основе многолетней практики. Она состоит из следующих этапов:

  • I этап. Подача жалобы. На данном этапе лицо, имеющее право подавать жалобу, составляет документ с учетом требований, содержащихся в УПК. Представление должно быть подписано главным лицом в иерархии прокуратуры. Если ходатайство имеет малейшее нарекания к содержанию, то оно будет возращено заявителю;
  • II этап. Ходатайство и приложенные к нему документы детально изучаются судьей ВС РФ. При этом материалы самого дела находятся на месте первоначального рассмотрения. При необходимости судья может истребовать их;
  • III этап. После того как документы детально изучены, судья принимает решение о направлении в Президиум Верховного Суда, или отказе в рассмотрении. Отказ должен содержать обоснование подобной позиции. Он может быть обжалован заявителем, путем обращения к Председателю ВС РФ или его заместителям. Если вышеуказанные должностные лица сочли отказ в рассмотрении необоснованным, то судья, занимавшийся первоначальным рассмотрением дела, не имеет возможности принимать участие в разбирательстве;
  • IV этап. Это заключительный этап в ходе которого проводится заседание, и выносится постановление.

Обязательными участниками заседания являются заявители и прокурор. Неявка прочих участников не является причиной отмены слушания.

Решение любых вопросов осуществляется путем прямого голосования. Принятое постановление не может быть оспорено. Оно является действительным и неоспоримым с момента провозглашения.

Приделы правовых полномочий надзорной инстанции

Надзорная инстанция вправе выйти за рамки полученного ходатайства. Многие теоретики права склонны полагать, что надзор имеет ревизионный характер, что означает абсолютный контроль законности поступающей документации.

В круг полномочий ВС РФ входят следующие действия:

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • прекращение судопроизводства;
  • возврат дела без рассмотрения по существу;
  • изменение документа;
  • отмена вердикта.

Нужно понимать, что отмена может коснуться не всех представленных документов, а только вынесенных в определенной инстанции, например, кассации. В заключении нужно сказать, что в среднем в течении календарного года Верховным Судом РФ рассматривается примерно 150-200 подобных дел. Процент отмены приговора надзорной инстанцией примерно равен 10. При этом изменению подлежит 15-25% обвинительных приговоров.

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - это стадия уголовного процесса, в которой суд рассматривает уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Стадия надзорного производства - это исключительная (факультативная) стадия уголовного процесса. Основная цель данной стадии заключается в том, что она обеспечивает правильное применение закона, исправляя ошибки, связанные с необоснованными и незаконными судебными решениями. Тем самым предотвращает нарушение прав и свобод человека и гражданина, восстанавливает справедливость и выполняет основные задачи уголовного судопроизводства.

Самой главной целью данной стадии является исправление приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Данная стадия реализует право подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его представителя, а также прокурора ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.

При надзорном производстве действует правило о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, которое заключается в том, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

Сущность надзорного производства заключается в том, что уполномоченные на то органы могут проверить приговор на состояние законности и обоснованности, но при наличии оснований для этого. Основанием для проверки законности и обоснованности судебного решения в надзорном порядке является только надзорное представление и надзорная жалоба, т. е., если свое право реализует подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, то ходатайства данных участников именуются надзорными жалобами, ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Поводами для возбуждения надзорного производства могут быть любые сведения, из которых становится известно о незаконности или необоснованности приговора. При этом опротестование в порядке судебного надзора не ограничено никакими сроками, в отличие от кассационной и апелляционной инстанции.

В порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных надзорных инстанциях, а в кассационном порядке дело может быть рассмотрено только один раз в одной судебной инстанции.

В порядке надзора могут быть пересмотрены приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, постановления, вынесенные судьей при назначении судебного заседания, кассационные определения, постановления, вынесенные в стадии исполнения приговора, постановления нижестоящих надзорных инстанций.

Данная стадия включает следующие этапы:

1) рассмотрение жалоб, заявлений, ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного акта;

2) истребование и изучение уголовного дела с целью решить вопрос об опротестовании судебного акта или об отказе в этом;

3) принесение протеста;

4) рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;

5) принятие решетя.

Надзорное производство сходно с кассационным. У данных стадий судебного производства общие задачи, цели, основания для отмены или изменения приговора, ряд общих правил проверки законности и обоснованности приговоров.

У кассационного производства предметом проверки является судебное решение, не вступившее в законную силу, а у надзорного предмет проверки - судебное решение, вступившее в законную силу. В кассационной инстанции соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в надзорной судебное решение может быть пересмотрено неоднократно. Кассационная жалоба и кассационный протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, а надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц или судебных или прокурорских органов.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 302.

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ - ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора - судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой , частями третьей - шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;

  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности , установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 - 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

ППВС от 11.01.2007.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон или их представителей либо прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда, вынесенного по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационной или апелляционной инстанцией или нижестоящими надзорными инстанциями.

Этапы надзорного производства .

1. Принесение надзорных жалоб и представлений .

Ст.402 УПК. Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном настоящей главой. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска.

На сегодняшний момент надзор в этой части ближе к кассации, здесь могут обжаловать именно стороны, а не депутаты, СМИ и ГО. Ранее по УПК РСФСР они тоже не могли, но они обращались к судьям и прокурорам, т.к. только те могли обжаловать постановление в порядке надзора. Поэтому закон устанавливает жёсткие определённые требования к содержанию надзорной жалобы или представления. Они аналогичны тем требованиям, которые предъявляются для апелляционной или кассационной жалобы – ст.375 УПК.

Когда подаётся надзорная жалоба, к ней надо прикладывать те документы, которые оспариваются – копию приговора и копии судебных решений кассационной и иных инстанций, если дело в них побывало.

Закон исходит из того, что нельзя сразу обращаться в вышестоящую надзорную инстанцию, надо соблюдать их иерархию.

Есть 3 уровня судов надзорных инстанций, это регламентируется ст.403.

    Президиум суда субъекта РФ. Туда обжалуются приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение, постановление районного суда и кассационное определение суда субъекта;

    Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ – рассматривает жалобы на приговор, определение и постановление суда СРФ, но при условии, если они не обжаловались в кассационном порядке в указанную коллегию; постановления Президиума суда субъекта РФ, решения судов, если они уже были обжалованы в порядке надзора.

    Президиум ВС РФ – определения кассационной коллегии ВС, приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам ВС, постановления судьи ВС о назначении судебного заседания.

Ст.403 говорит ещё и о порядке обжалования приговоров, которые постановлены военными судами.

2. Изучение судьёй надзорных жалоб и представлений, при необходимости с истребованием уголовного дела .

Надзорная жалоба и представление подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. После этого их передают судье для единоличного изучения, это может быть поручено любому судье кроме председателя суда СРФ, председателя ВС и их заместителей. Председатели не могут осуществлять первичное изучение жалобы, т.к. заявитель может не согласиться с первичным рассмотрением судьёй, а председатель тогда будет проверять соответствующую жалобу.

Судье для изучения жалобы и для принятия решения даётся 30 суток со дня, когда жалоба поступила в суд. ППВС уточняет, как считать эти 30 суток: судья изучает жалобу, при необходимости истребует уголовное дело, как правило, эта необходимость возникает. Пленум оговорил, что в установленный срок 30 дней не включается время, связанное с истребованием уголовного дела, 30 дней даётся именно на изучение.

После того как судья изучил жалобу, он выносит мотивированное решение – постановление. Если судья получает жалоба и понимает, что она ему не подсудна, он её не принимает и указывает, в какой суд надо обратиться.

3. Вынесение судьёй постановления о передаче жалобы либо представления на рассмотрение суда надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении жалобы . Если по жалобе было принято отрицательное решение, то надзорное производство не продолжается, если же принято решение о продолжении надзорного производства, то переходим к следующему этапу.

4. Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции . Суд должен рассмотреть дело в течение 15 суток, для ВС этот срок увеличен до 30 суток. Состав суда. Если речь идёт о судебной коллегии, то заседают 3 судьи, если же речь идёт о президиуме, он правомочен рассматривать дело при наличии более половины его членов.

О дне рассмотрения жалобы извещаются прокурор, потерпевший, осуждённый, законные представители и иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой. Обязательным является участие именно прокурора.

Дело докладывается судьёй докладчиком, он излагает обстоятельства уголовного дела, содержание и мотивы жалобы или представления, он говорит о мотивах вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Члены суда могут задавать вопросы по сути этого доклада. После доклада предоставляется слово прокурора, если он внёс надзорное представление, он его поддерживает, если же надзорное производство возбуждено по жалобе, то он даёт своё заключение. Затем предоставляется возможность выступить осуждённому, потерпевшему и т.д., если они присутствует и ходатайствуют об этом (они редко присутствуют, т.к. заключённый под стражей, да и это затратно).

Пределы прав надзорной инстанции и виды решений, которые выносятся.

Вопрос о пределах прав надзорной инстанцией достаточно сложный, в этой сфере уже поработал КС РФ.

Для суда надзорной инстанции сохранено ревизионное начало, т.е. если жалоба подана в отношении несправедливости для одного гражданина, то поверять будут всё, а не только в рамках заявленных требований. Принцип невозможности поворота к худшему действует так же, как и в других инстанциях. Это ст.405 УПК: пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

ПКС от 11.05.2005г. №5-П признаёт, что ст.405 УПК РФ в той мере, в какой она не допускает поворот к худшему по жалобе потерпевшего или прокурора и не позволяет тем самым устранить допущенные существенные фундаментальные нарушения, повлиявшие на исход дела, не соответствует КРФ. Т.о. КС решил до внесения изменений в УПК допускать пересмотр оправдательного приговора либо обвинительного приговора, чтобы ухудшить положение осуждённого – только в течение года со дня вступления приговора в законную силу.

В данном случае под существенными фундаментальными нарушениями понимается грубые отступления от принципиальных положений закона в ходе рассмотрения дела в первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, в частности, незаконный состав суда, вынесения приговора на основании доказательств, признанных не допустимыми, необоснованный отказ в исследовании доказательств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.

Виды решений суда надзорной инстанции.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Форма данного документа подчиняется общим требованиям для кассации – требования для определение или постановления суда надзорной инстанции – ст.388.

Вынесенный документ подписывается всеми судьями, если он вынесен коллегией, и председательствующим, если он вынесен президиумом.

Основания отмены решения в суде надзорной инстанции. Ст.409 отсылает к основаниям ст.379 – основания для отмены или изменения приговора в кассационной инстанции – неправильное применение уголовного закона, нарушение уголовно-процессуального закона, нарушение требований справедливости и т.д.

Когда суд надзорной инстанции выносит решение, в его акте надо указать, какие именно нарушения были допущены нижестоящим судом, данные указания обязательны для суда, рассматривающего дело. Давая указания, суд надзорной инстанции не может выходить за пределы, которыми его ограничил закон – он не может указать, как надо квалифицировать деяние и какое назначить наказание.

Внесение повторных надзорных жалоб и представлений.

Повторная жалоба - такая жалоба, которая подаётся тем же лицом по тому же основанию, если ранее лицу было отказано в удовлетворении жалобы. Внесение такой жалобы не допускается. Однако жалобу может принести то же лицо, но уже по другому основанию. Если же судом в порядке надзора решение отменено, новое решение можно снова обжаловать.

Как и в кассации, если лицо подало жалобу, оно ей не связано, т.е. до того как дело будет принято к производству, жалобу можно отозвать.

Похожие публикации