Где жил Сид Барретт? (лекция об одиночестве). Биография Заря успеха Pink Floyd

Где жил Сид Барретт? (лекция об одиночестве). Биография Заря успеха Pink Floyd

Оба альбома Барретта The Madcap Laughs и Barrett, вышедшие в 1970 году, не имели особого успеха, и про них бы давно забыли, если б не взлет на вершину мировой славы группы Pink Floyd с ее альбомом The Dark Side of the Moon в 1973 году. На волне огромного интереса к группе ее компания-издатель EMI решила переиздать все ранние альбомы группы, которые в свое время не пользовались особым успехом. Изданные как A Nice Pair (Прекрасная пара) два первых альбома Pink Floyd - The Piper at the Gates of Dawn (1967) и A Saucerful of Secrets (1968) прошли на ура, и широкая публика впервые узнала имя Сида Барретта, которого на "Темной стороне Луны" естественно уже не было.

Многие заинтересовались его личностью и творчеством, с изумлением узнав, что Барретт был основателем их любимой группы. Многих привлекло необычное, другое звучание этих ранних альбомов, многие песни которых были написаны Барреттом. Тогда-то EMI созрела чтобы переиздать оба его сольных альбома под одной обложкой. В Британии этот двойник был назван просто Syd Barrett, а в США - The Madcap Laughs / Barrett. В Биллборде он поднялся до 163-го места - это был единственный альбом Барретта, попавший в американские чарты.

The Madcap Laughs - первый сольный альбом Сида Барретта, вышедший в январе 1970 года.

Покинув Pink Floyd, Барретт занялся в мае 1968 года сольной записью с прежним менеджером группы Питером Дженнером. Дженнер сыграл большую, если не сказать решающую роль в судьбе Pink Floyd, когда они были безвестной группой. Он был сильно впечатлен, однажды увидев Флойдов, выступавших в лондонском клубе Marquee. Тогда они играли в основном ритм-н-блюз, но Дженнеру понравились странные акустические эффекты, которые создавали Баррет и Райт. После концерта Дженнер затусовался с Флойдами, и те предложили ему стать их менеджером.

Дженнер в свои 25 лет преподавал в то время в Лондонской Школе Экономики, но ради Пинк Флойд бросил преподавание и на унаследованные деньги основал со своим другом детства Эндрю Кингом фирму Blackhill Enterprises. Они купили Флойдам новые инструменты и полный комплект концертной аппаратуры, включая усилители Selmer. Под их руководством Пинк Флойд стал выступать на лондонской андерграундной сцене. Широкие связи Дженнера и Кинга обеспечили Pink Floyd постоянное освещение в прессе, типа The Financial Times и The Sunday Times. После ухода Сида Баррета из группы, Дженнер и Кинг также разорвали отношения с Pink Floyd, оставив себе Сида как надежду, а также занялись другими британскими рок-группами.

Но сессии с Дженнером оказались непродолжительными, поскольку Сид продолжал "экспериментировать" со всякого рода химией, часто и подолгу "выпадал в осадок", так что проект пришлось отложить. Почти год Сид провел в затворничестве. В апреле 1969 за проект взялся Малкольм Джонс, и Барретт вернулся к записи, доделывал старый материал 1968 года и писал новый. Ему на помощь призывали разных сессионных музыкантов, среди которых были участники группы Soft Machine, а также барабанщик группы Humble Pie Джерри Ширли.

До сих пор остается загадкой, почему Малкольм Джонс, едва взявшись за дело, уже в конце мая перестал продюсировать запись. По его воспоминаниям, он и Барретт прекрасно ладили друг с другом и закончили почти половину альбома, когда в июле пришли новые продюсеры - Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор из Pink Floyd. Они помогли Барретту завершить альбом в спешном порядке, буквально за два-три дня.

Альбом записан необычным способом. Сначала Сид записывал свое пение под акустическую гитару, а потом сессионным музыкантам приходилось накладывать на другие дорожки остальную аранжировку. Для музыкантов это был сущий ад, ибо Сид был очень неаккуратен, что в пении, что в игре на гитаре, делал много ошибок, вел себя непредсказуемо. Он где-то недодерживал, где-то передерживал доли, иногда пропускал положенный такт, иногда наоборот вставлял лишний. Порой надолго "зависал" на каком-нибудь аккорде, прежде чем вернуться к обычному течению песни. Понятное дело, трудно было избежать ляпов при такой работе.

Если прислушаться повнимательнее, особенно в песнях "No Good Trying" и "Love You", очень заметно как группа на заднем фоне иногда просто зависает в неуверенности, что играть, а иногда бывает застигнута врасплох неожиданной сменой аккордов. При этом Сид не позволял музыкантам репетировать или перезаписывать свои наложения. По воспоминаниям об этих сессиях Роберта Уайетта (Soft Machine), когда музыканты спрашивали "В какой это тональности, Сид?", Барретт обычно отвечал: "Да!" или "Это забавно". После нескольких месяцев записи, с многочисленными перерывами, альбом в конце концов был готов.

"Мне понравилось то, что получилось, только это реализовали намного позже, после того, как это было сделано. Я хотел, чтоб это было такой цельной штукой, чтоб там все было связано и сбалансировано, темпы и настроения уравновешивали друг друга. Надеюсь, что так оно и звучит, оно есть у меня дома, но я не часто слушаю это сейчас." (Сид Барретт)

Название The Madcap Laughs ("Сумасброд смеется") - это строчка из песни "Octopus" из этого альбома. "Octopus" такжу выходил на сорокопятке. Это был единственный сольный сингл Барретта, с песней "Golden Hair" на обратной стороне. Альбом был тепло встречен в Англии и поднялся на 40-е место в британских чартах.

Barrett - второй и последний сольный альбом Сида Барретта, выпущенный в ноябре 1970 года. The Madcap Laughs Вскоре после выхода в свет своего первого альбома, в феврале 1970 Барретт появился в радиопередаче Джона Пила Top Gear, представив песню из нового альбома. А через два дня он уже сидел в студии Abbey Road, начав работу над следующим альбомом, в которой ему помогали как музыканты и как продюсеры Дэвид Гилмор и Ричард Райт из Pink Floyd.

Гилмор уже знал из опыта продюсирования The Madcap Laughs все трудности работы с Сидом и старался избежать прежних ошибок. Сессии протекали значительно быстрее и плодотворнее, было записано немало материала, часть которого, не войдя в альбом, осталась нереализованной. На альбом Barrett ушло гораздо меньше времени, чем на предыдущий.

Тем не менее, проблем с Сидом хватало. Так, однажды, на записи Сид пел, аккомпанируя себе на акустической гитаре, а Гилмор и барабанщик Джерри Ширли старались поспевать за ним, как вдруг, во время исполнения четвертой вещи Сид резко прервался, отложил в сторону гитару и вышел. Все были привычны к таким сценам.

"Записываться с Сидом было интересно, но чрезвычайно трудно. Первый альбом делали Дэйв с Роджером, а второй - Дэйв со мной. Мы были больше озабочены, как помочь Сиду, чем настройкой лучшего гитарного звука. Об этом можно было забыть! Мы просто приходили в студию и старались сделать все, чтобы он спел." (Ричард Райт)

"На самом деле, у нас было три варианта, как работать с Сидом. Первый, когда мы играем все вместе, мы подыгрываем ему, когда он записывает свою дорожку. Это было почти невозможно, хотя нам удалось таким образом сделать "Gigolo Aunt". Второй, когда мы записывали какую-то основу, а потом Сид пытался наложиться на нее. Третий, когда Сид выкладывал на дорожку свои идеи в виде вокала и гитары, а мы потом пытались что-то из этого сделать." (Дэвид Гилмор)

Гилмор был в то время единственным, кто мог общаться с Барреттом. "Я не думаю, что кто-либо мог вообще общаться с Сидом. Я делал эти альбомы, потому что мне нравились эти песни, а не потому, как думают некоторые, что ощущал за собой вину за то, что заместил его в Пинк Флойд. Я был озабочен, чтобы он совсем не сломался." (Дэвид Гилмор)

(06.01.1946 - 07.07.2006) - английский рок-музыкант, поэт, композитор, художник, основатель группы Pink Floyd , один из родоначальников психоделического направления в рок-музыке и одна из самых загадочных её фигур.

Барретт является автором названия «Pink Floyd», а также большинства раннего материала группы, включая первые синглы и первый альбом - The Piper at the Gates of Dawn, он был основным творцом, идеологом и вдохновителем музыкального и стилистического направления ансамбля. Ошеломляющий успех, бешеный гастрольный ритм и употребление наркотиков (ЛСД, Mandrax) привели к нервным срывам, неспособности к дальнейшей концертной деятельности и, как следствие, уходу из группы. В результате на второй альбом группы A Saucerful of Secrets попала лишь одна его песня, а его место занял Дэвид Гилмор.

Барретт занимался музыкальным творчеством в течение десяти лет: помимо работы с Pink Floyd, в 1969 году он начал сольную карьеру с издания сингла Octopus, далее последовал дебютный диск - The Madcap Laughs (1970), который был записан в течение одного года с четырьмя разными продюсерами (Питером Дженнером (англ.)русск., Малкольмом Джонсом, Дэвидом Гилмором и Роджером Уотерсом). Спустя два месяца после издания пластинки Барретт начал работать над своим вторым и последним альбомом, Barrett (при участии бывших коллег - Дэвида Гилмора и Ричарда Райта), который был издан в конце 1970 года. В 1988 году был издан альбом Opel, содержащий невыпущенные песни и демозаписи, он вышел на лейбле EMI с одобрения самого музыканта.

Инновационная гитарная техника Барретта, исследования экспериментальных методов, использование диссонанса, искажения сигнала и фидбэка в своём творчестве оказали огромное влияние на широкий круг исполнителей от Дэвида Боуи до Брайана Ино и Джимми Пейджа, также он оставил свой след среди художников. В своей пост-музыкальной жизни Барретт продолжал заниматься живописью и садоводством, он вёл затворнический образ жизни и больше никогда не возвращался в шоу-бизнес. Начиная с 1980 года был написан ряд его биографий, а Pink Floyd посвятили ему несколько своих работ, в первую очередь композицию «Shine On You Crazy Diamond».

В период с 1964 по 1965 год группа, позднее известная как Pink Floyd, сменила несколько названий, так, они были: «The Abdabs», «The Screaming Abdabs», «Leonard’s Lodgers», «Spectrum Five», «Sigma 6» и «The Meggadeaths». Барретт присоединился к ним в 1965 году, когда они именовались «The Tea Set» (рус. «Чайный сервиз»)(иногда записывались как «Т-Set»). Когда однажды им пришлось выступать с группой с совпадающим названием, именно Барретт придумал другое - «The Pink Floyd Sound» (также известное как «The Pink Floyd Blues Band», позже сокращенное до «Pink Floyd»). Он создал название «Pink Floyd», соединив имена Пинка Андерсона (англ.)русск. и Флойда Каунсила (англ.)русск., о которых он прочитал на конверте пластинки Блайнд Боя Фуллера 1962 года (Philips BBL-7512): «Кёрли Вивер (англ.)русск. и Фред Макмаллен, Пинк Андерсон или Флойд Каунсил - они были некоторыми среди многочисленных блюзменов, которых можно было услышать в холмистой местности Пидмонта, или блуждая вдоль рек через лесистые долины». Кроме того, Барретт использовал «Пинк и Флойд» в качестве имён для своих кошек. Шутки ради, Барретт рассказывал историю, что это название было подсказано инопланетянами, которые прилетели на летающей тарелке, когда он сидел на Холме Святого Михаила.

В 1965 году они впервые отправились в студию, после того как друг Ричарда Райта предоставил группе возможность бесплатной записи. Они записали кавер-версию Слима Харпо «I’m a King Bee», и три песни Барретта: «Double O Bo», «Butterfly» и «Lucy Leave». «Double O Bo» и «Lucy Leave» сохранились как ацетатные грампластинки. В это время Барретт переехал на Ирлхэм-стрит в Ковент-Гарден. На новом месте он познакомился (среди прочих) с Питером Уинн Уилсоном (англ. Peter Wynne Wilson) и Сьюзи Гоулер-Райт (англ. Susie Gawler-Wrigh) по прозвищу «Психоделическая дебютантка», позднее она занималась визуальным освещением концертов Pink Floyd. Летом 1965 года у Барретта начался роман с Линдси Корнер. Именно этим летом, в саду своего друга Дэйва Гейла, Барретт впервые попробовал ЛСД, в компании Йена Мура и Сторма Торгерсона. Под эффектом кислоты, Барретт положил апельсин, сливы и коробок спичек в угол, он пристально смотрел на фрукты, которые, как он утверждал, символизировали «Венеру и Юпитера». Позже Торгерсон использовал этот образ, добавив ранее перечисленное на обложку двойного альбома Syd Barrett - сборника сольных работ Барретта.

В августе 1965 года Барретт отправился в Сен-Тропе вместе со своими друзьями из Кембриджа, они путешествовали на автомобиле Land Rover. В конце пути Сид встретился с Гилмором, слоняясь по городу, они были арестованы за исполнение на улице песен «ливерпульской четверки». Затем, они добрались до Парижа, где неделю жили в кемпинге за пределами города и посетили одну из достопримечательностей французской столицы - Лувр. После возвращения в Лондон они «подсели» на кислоту. Однажды, экспериментируя с наркотиком, Барретт и его друг, Поль Шарье (англ. Paul Charrier), очнулись в ванне (после продолжительного трипа), приговаривая: «Никаких правил, никаких правил». Тем же летом группа заинтересовалась сикхской сектой «Сант мат», как следствие продолжавшегося употребления наркотиков. Сторм Торгерсон (в то время проживающий на Ирлхэм-стрит) и Барретт остановились в лондонской гостинице, чтобы встретится с гуру секты; Торгерсону удалось присоединиться к сантам, а Барретту было отказано, его сочли слишком молодым. Торгерсон считал это событие очень важным моментом в жизни Барретта, он оставил глубокий отпечаток в его душе, так как Сид был сильно расстроен отказом. Проживая в непосредственной близости от своих друзей, Барретт решил написать больше песен (композиция «Bike» была написана примерно в этот период).

Первый студийный альбом группы The Piper at the Gates of Dawn был записан в несколько подходов в период с февраля по июль 1967 года на Студии № 3 (Эбби-Роуд) и спродюсирован бывшим звукоинженером битлов Норманом Смитом. В то же самое время The Beatles записывали композицию «Lovely Rita» для своего альбома Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band на Студии № 2.

В период записи альбома Барретт переехал в квартиру на Эрлс Корт, которую Найджел Гордон (товарищ Сида с кембриджских времён) описал как «самый чудовищный притон во всём Лондоне». «Скажем так, пить там было совершенно нечего» - впоследствии вспоминал Эндрю Кинг, «разве что вы сами добывали себе питьё». Сид отправлялся в «кислотные трипы» практически каждый день, после чего пил Mandrax чтобы «успокоиться». Именно тогда он стал демонстрировать первые признаки душевного расстройства - пристальные взгляды и внезапные перемены настроения, от эйфории к депрессии и обратно. На фоне всего этого группа изо всех сил пыталась записать дебютный диск. Поначалу Барретт выглядел очень рассудительным и здравомыслящим, но к концу работы стал отстранённым и с ним было уже не просто иметь дело.

Альбом был выпущен 4 августа, на тот момент «Arnold Layne», выпущенный 11 марта, поднялся на 20 место в британском чарте (несмотря на бойкот от Radio London). Следующий сингл группы See Emily Play был ещё более успешен, став хитом на родине музыкантов. Он был хорошо принят критиками и достиг шестой строчки в британском чарте.

Первые три сингла группы (третьим был Apples and Oranges) были написаны Барреттом, который был главным идеологом дебютного альбома. Из одиннадцати песен на пластинке Сид написал восемь и был соавтором ещё двух.

В конце 1967 - начале 1968 года, поведение Барретта становилось все более нестабильным и непредсказуемым, отчасти из-за интенсивного применения психоделических наркотиков, прежде всего ЛСД. Многие очевидцы рассказывали, что во время некоторых выступлений группы, он бренчал один аккорд в течение всего концерта, или не играл вовсе. На шоу в зале Fillmore (англ.)русск. в Сан-Франциско, во время исполнения «Interstellar Overdrive», Барретт медленно расстраивал свою гитару. Аудитория, казалось, наслаждалась такими выходками музыканта, не подозревая о действительности, которая приводила в ужас остальных участников группы. Интервью в Tinseltown с Пэтом Буном (5 ноября) и Диком Кларком (7 ноября) должны были стать самым примечательным событием американского турне. Но они закончились полным провалом. В ответ на дурацкие вопросы Буна Сид хранил молчание, глядя в лицо ведущему пустым, немигающим взглядом, как зомби. По словам Ника Мейсона: «Сид не шевелил губами в тот день». Барретт демонстрировал похожее поведение во время выступления группы на шоу Дика Кларка «American Bandstand». Когда пришло время пропеть (под фонограмму) «Apples and Oranges», он вообще не разжимал губ, хотя сымитировал свою часть песни со знанием дела во время группового интервью, когда Кларк задал ему пару вопросов, ответы Сида были немногословны, почти на грани грубости (хотя, как признавал Кларк, возможно виной тому был безостановочный перелет из Лондона в Лос-Анджелес). Перед выступлением в конце 1967 года Барретт высыпал себе на волосы таблетки транквилизаторов и метаквалона (в ответ на то, что уставшие ждать коллеги вышли на сцену без него), обильно облив это тюбиком геля для укладки волос. Впоследствии всё это расплавилось ему на лицо под палящими огнями софитов, что сделало его похожим на «оплывшую свечу». Позже Ник Мейсон оспорил часть истории (в отношении метаквалона), заявив, что «Сид никогда бы не потратил хорошие препараты».

В ноябре 1967 года, во время британского турне с Джими Хендриксом (Pink Floyd были на разогреве), группа несколько раз приглашала Дэвида О’Листа (англ.)русск., гитариста группы The Nice, чтобы подменить Барретта, когда он был неспособен выступить или не появлялся вовсе. Ближе к рождеству, Дэвид Гилмор был приглашен в Pink Floyd в качестве второго гитариста, для подстраховки Барретта, неустойчивое поведение которого мешало ему выступать. На нескольких шоу Гилмор играл и пел, в то время как Барретт блуждал по сцене, изредка присоединяясь к выступлению. Остальным участникам коллектива вскоре надоели выходки фронтмена, и 26 января 1968, когда музыканты ехали на шоу в Саутгемптонский университет, группа решила не заезжать за Барреттом: один из пассажиров спросил: «Ну что, захватим Сида?» и другой ответил: «О нет, давайте не будем!». Поскольку на тот момент, Барретт написал подавляющее большинство материала, первоначальным вариантом было оставить его в группе. Дженнер вспоминал: «Идея заключалась в следующем - Дэйв станет замещать Сида и сглаживать его чудачества. Когда это перестанет срабатывать, Барретт будет только писать. Мы просто попробуем оставить его при деле, но так, чтобы остальные тоже могли спокойно работать». Таким образом, по словам Гилмора: «Барретт должен был оставаться дома и писать замечательные песни, превратиться в загадочного Брайана Уилсона, скрывающегося за спинами коллектива». Но эта идея потерпела фиаско.

Последний крупный концерт Барретта с группой состоялся 22 декабря 1967 года на шоу «Christmas On Earth Continued», в кенсингтонском зале Olympia. В программе были заявлены The Jimi Hendrix Experience, The Who, Эрик Бёрдон и The Animals, The Move, Кит Уэст (англ.)русск. и Tomorrow, Soft Machine, The Graham Bond Organisation (англ.)русск. и Sam Gopal’s Dream, однако впечатление оказалось смазанным из-за нехватки времени на то, чтобы коллективы могли развернуться в полную силу. Руки Сида безучастно висели по бокам в то время, как Pink Floyd с трудом исполняли свою часть, без его активного участия. Кинг вспоминал: «На сцене творилось ужасное. Фактически, никто ничего не играл за исключением Роджера Уотерса, повторявшего один и тот же ритмический рисунок на бас-гитаре раз за разом, пока остальные стояли в растерянности, просто не зная, что делать».

Сид пришёл на свою последнюю репетицию с группой, с новой песней, которую он назвал «Have You Got It Yet?». Песня казалась достаточно простой в освоении, когда он продемонстрировал её своим коллегам, но вскоре музыканты поняли, что разучить её невозможно, так как Барретт постоянно менял аранжировки, пока они практиковались. Он играл песню снова и снова, с произвольными изменениями, и напевал: «Have You Got It Yet?». В конечном счете музыканты поняли, что ничего не выйдет. «В действительности, это было поведение сумасшедшего гения. Что интересно - я ни капли не врубался. Я находился там около часа, пока он пел одну и ту же фразу: „Ну, дошло?“ (англ. Have You Got It Yet?), а я пел в ответ: „Нет, нет“. Ужасно!» - описал репетицию Уотерс.

Однако, несмотря на разрыв контракта, сам Барретт и мысли не мог допустить, что Pink Floyd может быть не его группой. Он по прежнему появлялся без предупреждения на выступлениях коллектива в клубе Middle Earth, вставал в первый ряд и не сводил взгляда с Гилмора на протяжении этих первых концертов, в новом составе. Новоявленный гитарист вспоминал: «Это было чистой воды параноидальной затеей, прошло немало времени, прежде чем я действительно ощутил себя частью группы».

После того, как Барретт покинул группу, менеджер Питер Дженнер последовал его примеру. Спустя месяц он привел Сида на Эбби-Роуд, чтобы записать несколько треков, которые позднее вошли в дебютный альбом музыканта. Тем не менее, Дженнер отметил: «Я сильно недооценил сложность работы с Барреттом». Очередные студийные сессии прошли в июне и июле, большая часть материала была доработана и приобрела лучший вид. Однако вскоре после их окончания Сид расстался со своей девушкой - Линдси Корнер, он был очень подавлен. Вся эта обстановка (также, ситуация с группой) привела к нервному срыву музыканта, он отправился колесить на своем автомобиле по дорогам Британии, это путешествие закончилось в психиатрической лечебнице Кембриджа. В начале 1969 года немного реабилитированный Барретт снял квартиру на Эджертон Гарденс (район Эрлс Корт) с художником Дагги Филдсом. Квартира Барретта находилась вблизи апартаментов Гилмора, Дэйв даже мог видеть окна кухни своего друга. Барретт решил возобновить свою музыкальную карьеру и связался с EMI, они отправили его к Малкольму Джонсу - главе Harvest Records, дочерней фирмы EMI, которая специализировалась на прогрессив-роке. Джонс стал продюсером альбома Барретта, так как и Норман Смит, и Питер Дженнер отказались продюсировать его запись. Барретт пожелал вернуть материал записанный с Дженнером, впоследствии качество некоторых треков было улучшено.

В апреле 1969 года начались сессии под руководством Джонса. По окончании их первой части Барретт пригласил своих друзей помочь со второй: ударника группы Humble Pie (англ.)русск. Джерри Ширли и барабанщика из Jokers Wild (англ.)русск. (старого коллектива Гилмора) Уила Уилсона. На бас-гитаре играл сам Гилмор. Общаться с Барреттом было непросто, Джонс вспоминал: «Музыканты играли вслед за ним, а не все вместе. Они наблюдали за Сидом и затем вступали, группа всегда была как будто в стороне, чуть позади». На нескольких треках отметились музыканты из Soft Machine, однако записывали их отдельно, позднее добавив с помощью овердаббинга. Это сотрудничество было не случайным, в тот же период Барретт принимал участие в записи Joy of a Toy (англ.)русск. - дебютной пластинки Кевина Эйерса (основателя Soft Machine). Сид сыграл на гитаре в песне «Religious Experience» (её переименовали в «Singing a Song in the Morning»), однако она так и не попала на оригинальную запись (но позже вышла на переиздании диска в 2003 году). В один прекрасный день Барретт сказал своему соседу по квартире, что он уходит «покататься до вечера». Вместо этого, он последовал за Pink Floyd на Ибицу (согласно легенде, Сид пропустил регистрацию и таможенный контроль, выбежал на взлетно-посадочную полосу и попытался остановить самолет, махая руками). Один из его друзей позже разыскал его на пляже, в испачканной одежде и с сумкой полной денег. Во время этого путешествия Барретт попросил Гилмора помочь ему в студии.

Гилмор откликнулся на просьбу товарища и спродюсировал ещё две сессии (вместе с Уотерсом), они переделали один трек с наложениями из Soft Machine и записали ещё три песни. В то же время Уотерс с Гилмором микшировали очередной альбом - Ummagumma, новости о новой записи Pink Floyd вызывали у Сида депрессию. Спешка на последнем сеансе записи привела к тому, что сложилось впечатление о двух разных Барреттах: один - начавший работу весной, а другой - теперь её закончивший. Один из писателей описал это, как «картину упадка». Тем не менее, до конца июля они успели записать ещё три трека. Однако из-за того, что Сид записывался в студии «вживую, как есть» (по причине нестабильного состояния), материал был не идеален - «Feel» начинается без аккомпанемента на гитаре, на коде в «If It’s In You» Барретт срывается, и ему приходится её повторить, во время пения «She Took A Long Cold Look» отчетливо слышно, как он переворачивает страницы с текстом. Несмотря на всё это, песни имели более законченный вид и были лучше спродюсированы.

Альбом был издан в январе 1970 года, Джонс был шокирован результатом: «Когда я первый раз прослушал законченный альбом, мне показалось, что меня удар хватит. Это был не тот Сид, с которым я встретился два или три месяца назад. Я рассердился. Было похоже на вываливание наружу всей грязи - очень несвоевременно и нечестно. Уметь поддерживать разговор - это неплохо, но я не понимаю, как звук переворачиваемых страниц может помочь делу, я отказываюсь это понимать». Гилмор тоже высказывал сожаление по поводу этой части альбома, которую, если бы была такая возможность, он сделал бы по-другому: «Трудно сказать, правильными являются чьи-то решения или нет, но это те решения, которые мы приняли. Мы хотели больше откровенности, считали, что нужно объяснить, что там происходило… мы пытались показать то, каким в действительности был Сид в то время. Мы не хотели показаться жестокими, там есть один фрагмент - сейчас я сожалею, что сделал его». Много лет спустя эти вещи вызовут массу споров, так ли было необходимо включать их в альбом. Уотерс был более оптимистичен: «Сид - гений».

Второй альбом, названный Barrett, записывался ещё менее регулярно, чем первый. Сессии проходили с февраля по июль, с разной степенью интенсивности, Дэвид Гилмор вновь был бас-гитаристом и продюсером записи. К работе над пластинкой, также присоединились Ричард Райт (клавишные) и Джерри Ширли (ударные). Песни для этого альбома записывались двумя основными методами. Первый заключался в том, что сначала аранжировщики записывали музыкальное сопровождение, на которое потом накладывался вокал Барретта и его партии на акустической гитаре. Эти песни отличались особой монотонностью ритма, некоторые критики ехидно сравнивали их с работой аэродинамической трубы. Второй метод повторял запись первого альбома - аранжировщики накладывали свои партии на уже записанные вокал и гитару Барретта (например, «Rats»). Соответственно, эти песни имели рваный ритм и темп. Наиболее ярким примером стала песня «Wolfpack», где аккорды сменяются в непредсказуемом хаотичном порядке. Ширли вспоминал о тех сессиях: «Сид никогда не играл одну и ту же мелодию дважды. Большая часть его мелодий были хаотичными и бессвязными; но остальное - было просто волшебно». Порой Барретт говорил: «Может быть, мы могли бы сделать середину темнее, а в конце - чуть светлее. В этом виде, она слишком ветреная и ледяная».

Эти сессии совпали с началом работы Pink Floyd над альбомом Atom Heart Mother. Под различными предлогами Барретт отправлялся «шпионить» в студию, где группа записывала свой альбом.

Страдая от сахарного диабета в течение нескольких лет, Барретт умер в своем доме в Кембридже 7 июля 2006 года в возрасте 60 лет. Причиной смерти стал рак поджелудочной железы. В параграфе «род деятельности» было указано - «музыкант на пенсии». Сид был кремирован, его прах отдали членам семьи. В 2006 его дом на площади Сент-Маргарет в Кембридже был выставлен на продажу, как сообщается, он вызвал значительный интерес среди покупателей. Поступило более 100 заявок, в основном от фанатов музыканта, в итоге дом был продан французской паре, которая купила его просто потому, что он им понравился; по их словам, они ничего не знали о Барретте. 28 ноября 2006 года через аукционный дом Cheffins с молотка ушло другое имущество Барретта, заработанные £ 120 000 были переданы на благотворительность. Лоты аукциона включали картины, альбомы с вырезками из газет и предметы повседневного обихода, собственноручно украшенные Барреттом. Журнал New Musical Express посвятил номер памяти Сида Барретта, поместив его фотографию на обложку, он был издан спустя неделю после смерти музыканта. В интервью The Sunday Times сестра Барретта рассказала, что он написал книгу: «Сид был очень поглощён историей искусства и много читал об этом, он написал неопубликованную книгу на эту тему, которую мне слишком грустно читать в данный момент. Сид считал, что его разум очень увлекает эта тема, он не хотел отвлекаться от этого».

Сид Барретт (англ. Syd Barrett, настоящее имя Роджер Кит (Кисс) Барретт (англ. Roger Keith Barrett)) (6 января 1946 - 7 июля 2006) - участник и один из основателей английской рок-группы Pink Floyd. Один из родоначальников психоделического направления в рок-музыке.

Барретт является автором названия группы Pink Floyd, а также большинства раннего материала группы, включая первые синглы (Arnold Layne и See Emily Play), а также первый альбом The Piper at the Gates of Dawn. Ошеломляющий успех, бешеный гастрольный ритм и употребление психоделиков (ЛСД, Mandrax) привели к нервным срывам и разложению личности на фоне прогрессирующей шизофрении, неспособности к дальнейшей концертной деятельности и, как следствие, уходу из группы. В результате на втором альбоме группы A Saucerful of Secrets творческий вклад Сида состоял только из одной песни (Jugband Blues), а его место занял Дэвид Гилмор.

В 1968 году Барретт начал сольную карьеру. 14 мая 1968 он начал работу над своим первым альбомом, который так и не вышел, так как руководство компании Harvest, где записывался Сид, сочло материал непонятным для слушателя. Однако некоторые записи оттуда позднее вошли в такие альбомы, как The Madcap Laughs и Opel. Познее, 11 апреля 1969 года, Сид начал записывать свою первую пластинку, позднее получившую название The Madcap Laughs. Работа продвигалась очень медленно, и альбом вышел только в 1970 году. Во время записи альбома Барретту помогали группа The Soft Machine и еще несколько музыкантов. Сам Барретт играл на гитарах и пел. Однако в записи некоторых песен альбома музыканты группы The Soft Machine участвовать отказались, поскольку Барретт играл очень сбивчиво и не держал общий ритм. В итоге альбом был дописан при помощи бывших коллег по группе Роджера Уотерса и Дэвида Гилмора. При этом часть материала оставили как есть: например, в песне «If It’s In You» сохранился фальстарт Барретта во время сессии звукозаписи, а в песне «Feel» - голоса со звукорежиссёрского пульта.

В работе над вторым альбомом, названном Barrett, Сиду помогали участники группы Pink Floyd Ричард Райт и Дэвид Гилмор c Джерри Ширли. Песни для этого альбома записывались двумя основными методами. Первый заключался в том, что сначала аранжировщики записывали музыкальное сопровождение, на которое потом накладывался вокал Барретта и его партии на акустической гитаре. Эти песни отличались особой монотонностью ритма, некоторые критики ехидно сравнивали их с работой аэродинамической трубы. Второй метод повторял запись первого альбома - аранжировщики накладывали свои партии на уже записанные вокал и гитару Барретта. Соответственно, эти песни имели рваный ритм и темп. Наиболее ярким примером стала песня Wolfpack, где аккорды сменяются в непредсказуемом хаотичном порядке.

Барретт не стал дожидаться выхода второго альбома и в конце 1970 года уехал домой в Кембридж, где с тех пор вёл жизнь тихого затворника. Несколько раз он пытался возобновить музыкальную деятельность: вошёл в состав группы Stars (и дал несколько концертов), которая однако вскоре распалась; в течение 1972-1973 гг. также дал несколько концертов. Еще у нескольких групп и исполнителей (T-Rex, Twink) в соавторах песен значатся загадочные A. Syd и Crazy Dimond. Не исключено, что Сид мог записываться в течении 1972-1974 гг. как сессионный музыкант. В 1974 году Питеру Дженнеру удалось пригласить Сида в студию, но через несколько дней записи прекратились, так как Сид не появился в студии.

В 1975 году Барретт, располневший и стриженный наголо, неожиданно появился в лондонской студии Эбби Роуд, где группа Pink Floyd записывала альбом Wish You Were Here, заглавная песня которого была посвящена Барретту.

В 1988 году вышел сборник Opel, содержавший ранее неизданные песни Барретта, записанные в период с 1968 по 1970 гг.

С начала 1980-х годов Барретт практически не появлялся на публике и жил крайне уединенно в доме своей матери, занимаясь живописью и садоводством. Баррета по праву считают одной из самых интересных и загадочных личностей в истории рок-музыки.

7 июля 2006 года он умер в своем доме в графстве Кембриджшир в возрасте 60 лет. Причиной смерти, как сообщили газете Guardian родные музыканта, стали осложнения, вызванные сахарным диабетом.

Сид Барретт (Syd Barrett) (настоящее имя Роджер Кит Барретт) - английский рок-музыкант, поэт, композитор и художник. Является основателем Pink Floyd - одной из наиболее значимых рок-групп в мире и одним из основоположников психоделического рока. Его фигура еще при жизни была настолько окутана тайной и мифами, что он, пожалуй, даже чрезмерно пользовался вниманием прессы и славой легендарного музыканта.

Роджер Кит Барретт родился 6 января 1946 года в знаменитом Кембридже. До какого-то определенного этапа в ранней юности он хотел связать свою жизнь с рисованием, что у него, бесспорно, получалось, но услышав в начале 60-х первые рок-н-роллы, он изменил изобразительному искусству. В 1964 году в одном из художественных колледжей Лондона судьба сводит его с будущими участниками группы Pink Floyd. Основав этот замечательный коллектив, Сид стал не только его лидером, но и автором подавляющего большинства дебютного материала.

История Pink Floyd во главе с Сидом Барреттом достаточно коротка: несколько синглов и альбом «The Piper at the Gates of Dawn» (1967). Внезапно свалившаяся слава после выхода пластинки (6-е место в британских чартах) для впечатлительного Сида не прошла бесследно. Начались проблемы с наркотиками, и уже в 1968 году его пришлось «уволить» из коллектива. Pink Floyd, как массивный многопалубный лайнер, поплыл дальше, вглубь прогрессивного моря, а Барретт на ветхой лодке остался бороться с беспрерывными волнами собственного безумия.

Многие из великих музыкантов пробовали наркотики, многие от этого умерли, но так трагически окончить свою только начавшуюся карьеру удостоился, пожалуй, лишь Сид Барретт. Покинув Pink Floyd, несчастный музыкант решил попробовать себя в сольном творчестве. Будучи достаточно известной личностью, для записи первого сольника Сиду удалось привлечь музыкантов из The Soft Machine , но их виртуозной игры на диске практически не слышно. «The Madcap Laughs», вышедший в 1970 году, состоит весь из весьма унылых песен, половина из которых спета просто под гитару. Во время прослушивания складывается впечатление, что друзья-музыканты просто вытянули погибающего Сида в студию, заставив его исполнить все, что накопилось в его безумной голове, при этом пробуя подыгрывать ему на различных инструментах и создавая эффект цельного коллектива. Увы, этого им не удалось.

Второй сольный альбом «Barrett» вышел в том же 1970 году. Здесь уже мы можем услышать не игру, а скорее все тот же аккомпанемент, но в исполнении Дэвида Гилмора, Рика Райта и некоторых других музыкантов. Грустные «наркоманские» песни, навеянные депрессией, отчужденностью и обострившимся психическим заболеванием, продюсировали сами участники Pink Floyd. Нетрудно понять, что интерес к этим двум работам Барретта в среде меломанов была обусловлена лишь причастностью к легендарному коллективу.

После записи пластинки, Сид уехал к себе домой в Кембридж, где, уже не употребляя LSD, тихо деградировал, безуспешно борясь с психическим заболеванием. Несколько раз Барретт пытался вернуться в рок-музыку, но безрезультатно. Будучи основателем Pink Floyd, которые к тому времени уже стали мегазвездами, музыкант все время вызывал к себе неподдельный интерес со стороны не только прессы, но и поклонников прогрессивного рока. Постепенно личность Сида Барретта обросла столькими мифами и легендами, что нынче вполне может составить конкуренцию не менее легендарному Джиму Моррисону.

Страдая сахарным диабетом, Сид дожил до 60 лет и умер от рака поджелудочной железы в своем родном Кембридже 7 июля 2006 года. Уникальный феномен Барретта состоит в том, что считаясь одной из известнейших личностей в истории рок-музыки, он практически не создал ничего стоящего столь пристального внимания любителей музыки. Но Pink Floyd, поделившись с ним своей славой, в конечном счете в накладе не остался. Сегодня миф о легендарном Сиде Барретте уже существует самостоятельно, призывая все новые и новые поколения меломанов интересоваться музыкой коллектива, которому «безумный Шляпник» в свое время придумал не менее безумное название.

В своем доме в Англии в возрасте 60 лет умер Сид Барретт (Роджер Кейт Барретт), идеолог ранних Pink Floyd, участник первого состава этой легендарной группы. Его влияние на эволюцию популярной музыки трудно переоценить, хотя он успел сделать сравнительно немного, прежде чем удалился от мира.

Родители Барретта с самого его детства поощряли увлечения сына музыкой и рисованием. Его первым музыкальным инструментом была гавайская гитара укулеле. На 11-летие ему подарили банджо, годом позже у него появилась первая гитара, на которой Барретта учили играть друзья. К 15 годам он обзавелся первой электрической гитарой и присоединился к местной кембриджской группе Geoff Mott and the Mottoes. Между 16 и 18 годами он освоил бас- и 12-струнную гитары и присоединился к другой группе - The Hollering Blues.

Одним из первых учителей Барретта был его соученик Дэвид Гилмор, впоследствии занявший место своего "ученика" в Pink Floyd. В одной школе с Барреттом, но на два класса старше учился Роджер Уотерс, еще одна ключевая фигура будущей группы. С ним Барретт, переехавший в Лондон, чтобы учиться живописи в Кембервелльском колледже искусств, снимал квартиру в районе Хайгейт. Вместе Уотерс и Барретт сначала играли песни Rolling Stones в окрестных пабах, а затем начали сочинять собственные вещи. В 1965 году Уотерс познакомил Баррета с Ником Мейсоном и Риком Райтом, своими однокашниками по факультету архитектуры в Политехническом колледже Вестминстерского университета, более известного как Regent Street Polytechnic.

К тому времени Уотерс, Райт, Мейсон и их приятели Боб Клоуз и Клайв Меткаф уже организовали группу, но никак не могли остановиться на названии: они колебались между The Abdabs, The Screaming Abdabs, Sigma 6, The T-Set и The Meggadeaths. Меткаф вскоре оставил группу, а Барретт, напротив, к ней присоединился и предложил новое название, The Pink Floyd Sound. Определенный артикль и слово "sound" в итоге отпали, а имена блюзовых гитаристов Пинка Андерсона и Флойда Кансла, чьи пластинки были в коллекции Барретта, уцелели.

Звучание группы поначалу определяли вкусы Уотерса, Барретта и Клоуза: общим знаменателем у них были джаз и блюз. Но увлечение новой психоделической музыкой перевесило, Клоуз покинул Pink Floyd, а у руля остались Уотерс и Барретт. Группа довольно быстро получила ангажемент в лондонском клубе UFO, популярной площадке среди деятелей британского андерграунда. Один из владельцев заведения, американец Джо Бойд заинтересовался Pink Floyd и в январе 1967 года устроил музыкантам сессию в студии Sound Techniques. Демо-запись песни "Arnold Layne", которой суждено было стать первым синглом группы, понравилась менеджерам звукозаписывающей фирмы EMI, и они предложили Барретту, Уотерсу и компании контракт на долгоиграющий альбом. Пока шла работа над пластинкой, "Arnold Layne" и второй сингл "See Emily Play" поднялись в британских чартах на 21 и 6 места соответственно. В обеих песнях есть уже все фирменные приемы ранних Pink Floyd: не слишком понятные тексты, четкие мелодии, непредсказуемые аранжировки и балансирование на стыке жанров.

Дебютная долгоиграющая пластинка группы "The Piper at the Gates of Dawn" ("Трубач у врат зари") вышла в Великобритании 5 августа 1967 года и довольно быстро поднялась до шестого места в британском хит-параде. Восемь из одиннадцати вещей на ней написал Сид Барретт. Сейчас трудно поверить, что в поп-рок рейтинге вообще мог оказаться диск с двумя абсолютно неформатными инструментальными композициями, одна из которых, "Interstellar Overdrive", длится почти 10 минут.

Название пластинки Барретт позаимствовал из классической английской детской книги "The Wind in the Willows" ("Ветер в ивах") Кеннета Грэма: в главе под названием "The Piper at the Gates of Dawn" герои переживают мистическое откровение. Дэвид Гилмор и другие участники группы впоследствии утверждали, что "Ветер в ивах" был и оставался одной из любимых книг Сида.

К лету 1967 года Барретт был близко знаком с ЛСД: он часто, а по некоторым сведениям, почти ежедневно, принимал этот наркотик. Планы и интересы группы интересовали Сида довольно мало, а его частые перепады настроения и буйные выходки пугали не только остальных участников Pink Floyd, но и менеджеров. После выхода LP "The Piper at the Gates of Dawn" группу отправили в отпуск. В ноябре того же года компания EMI выпустила третий сингл - "Apples and Oranges", прошедший практически незамеченным. "Мне все равно", - заметил тогда Барретт.

В ноябре 1967 года группа отправилась в мини-турне по Соединенным Штатам. Барретт вел себя непредсказуемо на концертах (ронял медиаторы, расстраивал гитару), и гастроли прошли с переменным успехом. К началу зимы состояние солиста настолько беспокоило участников Pink Floyd, что они начали искать ему если не замену, то, по крайней мере, дублера. Уже 3 января 1968 года к группе присоединился Дэвид Гилмор, хороший гитарист и способный вокалист. На несколько недель квартет превратился в квинтет. Барретт мало обращал внимание на происходящее вокруг него, и с марта его перестали брать на живые выступления группы.

Весной 1968 года второй диск группы был уже давно в работе, но в итоге на нем оказалась только одна вещь Барретта - "Jugband Blues". Вторая его композиция - "Vegetable Man" - осталась только на пробных студийных пленках. За несколько месяцев до релиза диска "A Saucerful of Secrets" (август 1968 года) группа окончательно попрощалась с Барреттом.

Слухи о сумасшествии Барретта были сильно преувеличены, но он действительно исчез с глаз прессы и публики. Тем временем компания EMI и экс-менеджер Pink Floyd Питер Дженнер пытались организовать Сиду сольную карьеру. В итоге в 1970 году появились сразу две его пластинки: "The Madcap Laughs", сделанная при участии музыкантов из другой британской культовой психоделической группы Soft Machine, и "Barrett". В записи последней приняли участие Гилмор и Рик Райт. Факт их сотрудничества с Сидом, кстати, свидетельствует против слухов о его злонамеренном выживании из группы. Единственный сольный концерт Баррета в том году огорчил поклонников музыканта: посреди выступления Сид просто ушел со сцены, оставив аудиторию в полном недоумении.

Барретт вернулся домой в Кембридж и до 1974 года еще дважды предпринимал попытки вернуться на сцену. К этому времени он уже был болен диабетом, страдал от язвы желудка и заметно пополнел. Он перестал поддерживать отношения с бывшими коллегами. Его внезапное появление в студии Abbey Road в 1975 году во время записи группой диска "Wish You Were Here" произвело на всех музыкантов удручающее впечатление: он приехал в Лондон бритым наголо и безбровым (так выглядит герой фильма "The Wall" Пинк в исполнении Боба Гелдофа). В тот день Pink Floyd, по легенде, как раз записывали песню "Shine On You Crazy Diamond", адресованную и посвященную Сиду. После этой встречи Барретт, Гилмор, Уотерс, Мейсон и Райт больше не виделись впятером.

Вторую половину 1970-х Барретт провел между Лондоном и Кембриджем, родные заклинали его лечь в больницу, но он отказывался. Мать Роджера Уотерса подыскала ему должность садовника, и он отлично с ней справлялся, пока в один прекрасный день просто не вышел из вверенного ему сада навсегда.

Последние двадцать пять лет жизни Барретт провел, главным образом, в доме своей матери, избегая общения с внешним миром. Он лечился в психиатрической клинике и стал после нее еще более молчалив и замкнут. Из-за диабета у него сильно ухудшилось зрение, но это не мешало ему писать картины. Говорят, он терпеливо и умело ухаживал за своим садом.

Если вдуматься, то наследие Баррета составляет каких-то три десятка песен и инструментальных композиций. Но трудно назвать другого музыканта, которого еще при жизни бескомпромиссный лидер The Who Пит Тауншенд называл бы легендой, чьи вещи перепевали бы такие разные музыканты, как Дэвид Боуи, REM, The Cure, Soundgarden, Placebo, Smashing Pumpkins, Phish (и это только начало списка).

О Сиде Барретте часто говорили как об отверженном гении, жертве ЛСД, психоделическом чудовище, типичном английском представителе безумных 60-х. Вероятно, в каждом из этих определений есть доля правды, и никто всерьез не рассчитывал на то, что он вернется в студию после стольких лет молчания и затворничества, но как жаль, что его нет с нами.

Похожие публикации