Что такое мсу в муниципальном праве. Местное самоуправление в рф. К принципам самоуправления относятся

Что такое мсу в муниципальном праве. Местное самоуправление в рф. К принципам самоуправления относятся

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • место каждого органа местного самоуправления в системе органов местного самоуправления;
  • особенности правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования;

уметь

  • на основе анализа Конституции, Закона о местном самоуправлении 2003 г. давать общую характеристику правового статуса органов местного самоуправления;
  • охарактеризовать порядок формирования и основные полномочия органов местного самоуправления;
  • соотносить их полномочия между собой;
  • анализировать и обобщать правоприменительную практику по организации местного самоуправления в современной России;

владеть навыками

  • профессиональной деятельности в органах местного самоуправления;
  • участия в разработке и проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, закрепляющих правовой статус органов местного самоуправления;
  • юридической консультации граждан по вопросам деятельности органов местного самоуправления.

Понятие и система органов местного самоуправления

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции народ осуществляет свою власть не только непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

По мнению Конституционного Суда РФ, понятия "органы местного самоуправления" и "должностные лица местного самоуправления" не являются взаимоисключающими. Должностное лицо, отмечает Конституционный Суд РФ, в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве муниципального органа (Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.1996 № 92-0).

Органы местного самоуправления обладают рядом специфических юридических признаков:

  • – муниципальные органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции);
  • – осуществляют полномочия в пределах территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции);
  • – представляют интересы населения, проживающего в границах территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ч. 2 ст. 130 Конституции);
  • – обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции);
  • – наделены комплексом муниципально-властных полномочий, обеспечивающим решение вопросов местного значения (ст. 130 Конституции).

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, и ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, запрещено (ч. 1 ст. 131, ст. 133 Конституции).

Закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет процедуру определения структуры местных органов при образовании на межселенных территориях нового муниципального образования или в случаях его преобразования населением на местном референдуме, сходе граждан (на территориях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек) либо представительным органом местного самоуправления. Тот или иной вариант решения такого вопроса отражается в муниципальном уставе.

Местный референдум или сход граждан организуются региональными органами власти в том случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границы соответствующего муниципального образования с инициативой референдума (схода) выступила группа избирателей численностью не менее 3% от общей численности избирателей данного муниципального образования. Инициативная группа организует сбор подписей и представление подписных листов в избирательную комиссию субъекта РФ. Процедура сбора подписей устанавливается федеральными законами, регламентирующими проведение местного референдума. На избирательную комиссию субъекта РФ возлагается функция проверки подлинности собранных подписей граждан, назначения даты проведения референдума (схода). Полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению процедуры референдума (схода) осуществляет исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

При отсутствии инициативы граждан структура органов местного самоуправления определяется представительным органом муниципального образования после его избрания. Уставом самоуправляющейся единицы, решением, принятым на референдуме, определяются не только структура и наименование муниципальных органов, но и порядок формирования представительного органа муниципального района, а также полномочия главы муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение местного представительного органа об изменении структуры муниципальных органов вступает в силу не ранее чем по истечении срока его полномочий.

В соответствии со ст. 34 Закона о местном самоуправлении 2003 г. структуру органов местного самоуправления составляют:

  • – представительный орган муниципального образования;
  • – глава муниципального образования;
  • – местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • – контрольно-счетный орган муниципального образования;
  • – иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Классификацию органов местного самоуправления можно провести по четырем основаниям:

  • 1) по способу формирования – на выборные (образуемые в результате муниципальных выборов, проводимых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) и создаваемые в ином порядке (путем назначения, формирования и пр.);
  • 2) по способу принятия решений – на коллегиальные (в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются коллегиально, на заседаниях членов этих органов посредством голосования с принятием соответствующих нормативных или индивидуальных правовых актов) и единоличные (в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются единолично руководителями этих органов с принятием (изданием) соответствующих нормативных или индивидуальных правовых актов);
  • 3) по степени необходимости – на обязательные и факультативные. Обязательными в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. являются представительный орган муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и глава муниципального образования. Другие органы местного самоуправления являются факультативными (например, контрольный орган местного самоуправления);
  • 4) по характеру компетенции – на органы общей компетенции (представительный орган, местная администрация, глава муниципального образования, глава местной администрации) и органы специальной компетенции (контрольные и иные органы муниципальных образований).

Уставом муниципального образования определяются порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов.

В Законе о местном самоуправлении 2003 г. нашли отражение две основные модели организации местной власти .

Первая модель: избранный населением глава муниципального образования возглавляет деятельность местной администрации, а представительный орган действует под руководством председателя, избранного из числа депутатов.

Вторая модель: избранный населением глава муниципального образования входит в состав представительного органа и является его председателем, а местной администрацией руководит глава, назначенный на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Кроме того, для муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, предусмотрена своеобразная модель, которая заключается в том, что глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя представительного органа муниципального образования, возглавляет администрацию сельского поселения.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром данного муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Так, в Ростовской области для органов местного самоуправления поселений устанавливаются следующие наименования: для представительного органа поселения – собрание депутатов поселения, собрание депутатов муниципального района или районное собрание депутатов, городская дума; для главы муниципального образования – глава поселения (муниципального района), мэр города; для местной администрации – администрация соответствующего поселения (муниципального района, округа) (Областной закон от 28.12.2005 № 436-3C "О местном самоуправлении в Ростовской области"). В Ставропольском крае представительный орган в поселениях и муниципальных районах именуется советом соответствующего муниципального образования (Закон Ставропольского края от 22.07.2004 № 60-кз "О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территориях районов Ставропольского края", Закон Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае").

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Смета расходов на содержание органов местного самоуправления предусматривается в местном бюджете отдельной строкой. В условиях дефицита средств местного бюджета важно обеспечить установление оптимальной структуры и численности органов местного самоуправления, не допуская необоснованного их расширения.

Особым правовым статусом обладает избирательная комиссия муниципального образования, которая является муниципальным органом, однако не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ, а также уставами муниципальных образований.

Понятие местного самоуправления

В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление . Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления , что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.

Замечание 1

Самоуправляющимся является общество , которым управляет коллектив профессиональных чиновников, если оно обладает следующими особенностями: синтез профессионально-властного управления и осуществления народом непосредственной демократии; предоставления гражданам средств для заявления и отстаивания своих интересов;заинтересованность органов власти в выявлении, согласовании и обсуждении социально значимых вопросов.

Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел.

Среди территорий, на которых граждане Российской Федерации могут реализовывать свое право на местное самоуправления, можно отметить города, сельские поселения, городские поселения, городские округа и иные муниципальные образования. Граждане имеют абсолютно равные права на осуществление местного самоуправления, независимо ни от каких критериев.

Замечание 2

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления , имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Формы осуществления местного самоуправления гражданами Российской Федерации

Конституция Российской Федерации наделила граждан Рф правом участвовать в местном самоуправлении следующими способами:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей

Особенности местного самоуправление в России

Местное самоуправление:

    Создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям.

    Способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

    Обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

    Самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

    Осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Разграничение понятий «государство » и «местное самоуправление»

Говоря о местном самоуправлении, нельзя не сказать о том, что на первый взгляд государство и местное самоуправление кажутся схожими явлениями. Однако, местное самоуправление представляет собой право граждан на участие в управлении общественными делами на местном уровне, а государство представляет собой гарант исполнения данного права граждан. Соответственно, они имеют разную правовую природу . Государство как гарант обеспечивает гражданам реализацию их прав. Местное самоуправление, в свою очередь, не гарантирует никакой реализации и обеспечения прав, так как само по себе является правом, сочетающееся с некоторыми полномочиями.

Проблематика местного самоуправления поднимает ряд важнейших вопросов конституционно-правового развития современной России, в том числе: разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями; территориальной организации местного самоуправления; муниципальных полномочий по решению вопросов местного значения; статуса органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной собственности ; местных финансов .

Решение указанных вопросов в федеральном законодательстве фактически означает определение места местного самоуправления в государственном механизме Российской Федерации.

Конституция РФ, а вслед за нею Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131 определяют, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, с помощью федеральных законов, а в случаях, установленных федеральными законами, - законов субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в этом качестве логически связанно с намерениями России быть демократическим и правовым государством (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации свидетельствует о понимании ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства (ч. 1, 2 ст. 32) и ряда других основных прав (ст. 24, 33, 40, 41, 43), позволяющего территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9), создающего предпосылки к единению общества , человека и государства, укреплению федерации как целого, служащего формой решения национальных вопросов.

Принцип местного самоуправления в полном соответствии с Европейской хартией местного самоуправления признан в Конституции Российской Федерации и в российском законодательстве.

Конституция РФ гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти . Кроме того, она устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, что предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением.

В соответствии со ст. 16 Конституции России положения ее ст. 3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1.

Пространством осуществления местного самоуправления является вся территория Российской Федерации. Муниципальные образования создаются с учетом федеративного устройства государства, охватывают всю территорию соответствующих субъектов Федерации, кроме территорий с низкой плотностью населения.

Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (т.е. путем референдума , выборов), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Законодательное определение местного самоуправления позволяет выделить eго основные признаки и место в системе народовластия.

1. Местное самоуправление осуществляется населением. Иногда отмечается, что точнее было бы определить субъект местного самоуправления не как «население» вообще, а именно как «местное население». Думается, включение данного понятия в определение местного самоуправления не обязательно, так как последнее осуществляется на территории муниципальных образований. Субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Дискутируется вопрос относительно термина «местное сообщество» - оправдана ли его замена понятием «население» в законодательной дефиниции. Это вполне допустимо. Категории «местное сообщество» и «население» можно либо отождествлять, либо разграничивать по их общелексическому значению, имея в виду, что «население» - это группа лиц, формально объединенных территорией проживания, а «местное сообщество» - объединение людей по месту жительства не только с многочисленными формальными связями, но и с неформальными связями. Таким образом, категория «местное сообщество» видится жизнеспособной, а включение ее в законодательные акты сделало бы концепцию местного самоуправления логически стройной и доказательной.

2. Местное самоуправление - деятельность в пределах, установленных Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Государство с помощью правовых средств упорядочивает, внешне оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Местное самоуправление защищается государством с помощью ряда мер, прежде всего тех, что предусмотрены конституционно и законодательно. Имеется в виду материальное, организационное, методическое и другое содействие населению, органам местного самоуправления со стороны государства.

Законодательное определение впервые указывает на то, что местное самоуправление подчиняется исключительно Конституции России, федеральным и региональным законам.

3. Самостоятельность местного самоуправления в решении отнесенных к его ведению вопросов. По общему мнению, это главная черта местного самоуправления, которая проявляется в организационной обособленности его органов в системе управления обществом, государством, в государственном признании за местным самоуправлением права на финансово-экономические ресурсы , необходимые для осуществления его функций, что является более правильным.

Под ответственным осуществлением деятельности иногда понимают обязанность населения муниципального образования деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права (так называемая позитивная ответственность).

5. Осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Законом определяются формы непосредственного участия жителей в решении местных вопросов. К ним, в частности, относятся референдум, выборы , собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление и т.д. Законом также установлены общие принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления.

6. Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их перечень закреплен законом применительно к разным типам муниципальных образований. Перечень не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения уставами муниципальных образований, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

7. Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения. Это означает, что управление муниципальной собственностью и местными финансовыми ресурсами должно осуществляться в интересах населения муниципального образования, которое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, получать необходимую информацию о ней. Учет интересов местного населения предполагает также, что органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять и защищать интересы населения муниципального образования, взаимодействуя с государственными, общественными и иными органами, учреждениями и организациями.

8. В местном самоуправлении находят отражение исторические и иные местные традиции. Это проявляется в специфике организации местного самоуправления на территориях, отличающихся своеобразием исторических, культурных и иных местных традиций, обычаев. Такие особенности должны учитываться при регулировании законами субъектов РФ организации местного самоуправления и находить свое отражение в уставе муниципального образования.

Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления представляют собой руководящие идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, и обязательные для органов государственной и муниципальной власти. Выделяют три группы принципов:

  • связанные с общими условиями осуществления местного самоуправления;
  • определяющие самостоятельность местного самоуправления; закрепляющие формы осуществления населением права на местное самоуправление.

      I. Принципы, связанные с общими условиями осуществления местного самоуправления.

      2. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Законность - это соблюдение законодательства, при котором неуклонно соблюдаются и исполняются законы и подзаконные правовые акты всеми государственными, муниципальными, общественными организациями, юридическими лицами любых форм собственности , должностными лицами и гражданами, соблюдаются права населения и иных субъектов местного самоуправления.

      Законность необходима не только в области правоприменения, но и в сфере нормотворчества. Это означает, что подзаконные акты не должны противоречить законам: муниципальные правовые акты - актам органов государственной власти; нормативные правовые акты субъектов федерации - соответствующим федеральным. Принцип законности означает и необходимость исполнения решений судебных органов, предписаний органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении.

      Роль суда при обеспечении законности в системе местного самоуправления будет возрастать. Суды самостоятельно вправе решать вопрос о прекращении полномочий соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления при издании ими актов, противоречащих Конституции и законам.

      Особую роль в местном самоуправлении играет конституционная законность, которую обеспечивает Конституционный Суд РФ. Им принято значительное число постановлений о соответствии нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней власти Конституции России.

      3. Государственное гарантирование местного самоуправления. Реализация рассматриваемого принципа означает создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления, к которым относятся прежде всего признание государством местного самоуправления в качестве уровня местной публичной власти (ст. 3 и 12 Конституции РФ), что предполагает децентрализацию управления на территории Российской Федерации в целом. Законодательство определяет задачи государственной поддержки: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление.

      II. Принципы, определяющие самостоятельность местного самоуправления

      1. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством. Принцип непосредственно связан с децентрализацией как способом передачи полномочий из центра на периферию и укреплением политико-правовой самостоятельности мест. Субъекты местного самоуправления должны иметь автономию в рамках своей компетенции и обладать свободой действий по осуществлению собственных инициатив по любым вопросам, находящимся в их ведении.

      Организационное обособление означает:

      • самостоятельное определение муниципальными образованиями статуса и структуры своих органов в собственных уставах в соответствии с законодательством;
      • недопустимость образования и назначения органов и должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти;
      • запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти;
      • обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан.

      Принципиальное значение имеет расширение экономической, финансовой, хозяйственной самостоятельности местного самоуправления.

      2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Принцип связан с закреплением в законодательстве специфического статуса населения как коллективного субъекта местного самоуправления, наделенного наибольшим объемом властных полномочий по своевременному и полноценному решению вопросов местного значения. Важную роль в укреплении указанного статуса играют конструкции «согласия населения», «учета мнения населения», используемые пока в рамках территориальной организации местного самоуправления, имеющие благоприятные перспективы для применения при решении других вопросов местного значения.

      В законодательстве достаточно полно закреплены формы прямого волеизъявления населения, в том числе:

      • местные референдумы; муниципальные выборы;
      • голосование об отзыве выборных лиц местного самоуправления;
      • митинги, уличные шествия и демонстрации; опросы общественного мнения; публичные слушания; сходы граждан;
      • правотворческая инициатива граждан и др.

      Требует совершенствования ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, которая наступает в результате утраты доверия. В федеральном законе можно было бы предусмотреть обязательные основания наступления данного вида ответственности.

      3. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Проблема эффективного разграничения полномочий между уровнями власти - одна из актуальных. Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в части общих принципов организации местного самоуправления осуществляется исходя из взаимосвязи территориальных и функциональных основ местного самоуправления и необходимости решения следующих задач: приближения местного самоуправления к населению и обеспечения эффективности деятельности муниципальных образований. Для этого в законодательстве закреплены типы муниципальных образований и вопросы местного значения для каждого из них.

      В любом случае финансовые ресурсы местного самоуправления должны быть соразмерны муниципальным полномочиям. Чего в действительности пока нет.

      Для последовательного обеспечения муниципальных полномочий достаточными материально-финансовыми ресурсами нет иного пути как разумное перераспределение данных ресурсов с федерального и регионального уровней в пользу муниципальных образований как по бюджетной, так и по налоговой линиям.

      III. Принципы, закрепляющие формы осуществления населением права на местное самоуправление

      1. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. На динамику отношений в системе местного самоуправления ключевое влияние оказывает федеративное устройство России, политика разграничений предметов ведений и полномочий между федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями.

      Специфический отпечаток на формы и способы осуществления местного самоуправления накладывает многонациональность России, регионы которой отличаются самобытностью, особенностями исторических и иных местных традиций. При этом органы местного самоуправления должны учитывать положения федеральных законов, предусматривающих возможность установления региональными законами квот представительства малочисленных народов в представительных органах местного самоуправления.

      Особенности организации местного самоуправления обусловлены разнообразием климатических зон и типов поселений. Местное самоуправление по разному организуется в районах Крайнего Севера, в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях , в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

      Наконец, многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избирать ту или иную модель построения местной власти. Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что развитие организационных форм осуществления местного самоуправления будет продолжаться.

      2. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан. Принцип предполагает гарантированность равного права граждан на участие в местном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям . Формы непосредственной и представительной демократии в современной трактовке получают новое развитие в свете политики разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти.

      3. Выборность органов и должностных лиц местного самоуправления. Принцип выборности обеспечивает конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Избирательное право не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

      Выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан Российской Федерации с целью принудить к участию или неучастию в выборах, на их свободное волеизъявление.

      4. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие властные полномочия в системе местного самоуправления могут действовать как на основе коллегиальности, так и на основе единоначалия. В соответствии с уставом муниципального образования они наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в законодательстве.

      Представительный орган не может быть единоначальным. Его основное назначение - интегрирование интересов различных групп избирателей , представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэтому свои решения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В сфере исполнительно-распорядительной деятельности более эффективно решать вопросы на основе единоначалия, когда конкретным участком деятельности руководят профессионалы, которые несут персональную ответственность за результаты своей работы и принятых решений. Но и в сфере исполнительно-распорядительной деятельности наиболее существенные решения могут приниматься в коллегиальном порядке, особенно по тем вопросам, когда возможны предположения о предвзятом отношении или личной заинтересованности должностного лица (например, коллегия при главе местной администрации).

      5. Гласность местного самоуправления. Реализация принципа гласности в местном самоуправлении означает открытый характер деятельности его субъектов, систематическое информирование о ней населения.

      Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

      Осуществление принципа гласности в местном самоуправлении может быть ограничено. Это связано с особенностями той или иной информации. Например, на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях согласно законодательству установлены ограничения в этой сфере.

      В Законе РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. закреплен не только перечень сведений, относимых к государственной тайне, но и перечень сведений, не подлежащих засекречиванию. К последним относятся сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина и др.

      Последовательное осуществление принципа гласности создает необходимые предпосылки для участия граждан в контроле за работой органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения.

      6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Реализация названного принципа предполагает использование населением муниципальных образований, органами государственной власти различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые закреплены как в уставах муниципальных образований, так и в законодательстве.

      В современных условиях нет нужды доказывать значение судебного контроля для обеспечения надлежащего правового фона деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Судебный контроль, с одной стороны, защищает физических и юридических лиц от злоупотреблений органов местной власти и их должностных лиц, а с другой - улучшает деятельность органов местного самоуправления в интересах общества в целом.

      Для эффективного судебного контроля за деятельностью субъектов местного самоуправления необходимо скорейшее решение вопроса об учреждении административных судов и формировании в Российской Федерации института административной юстиции.

      Система местного самоуправления

      Под системой местного самоуправления понимаются соответствующие виды и формы взаимодействия всех субъектов местного самоуправления между собой и с внешней средой.

      Основываясь на положениях Конституции России Федеральный закон от 6 октября 2003 г. закрепляет систему местного самоуправления таким образом, что основным субъектом местного самоуправления выступает население муниципальных образований. Оно осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Муниципальные образования в порядке межмуниципального сотрудничества объединяются в советы муниципальных образований субъектов Федерации и в общероссийское объединение муниципальных образований.

      Система местного самоуправления включает:

      • непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления;
      • осуществление местного самоуправления органами местного самоуправления;
      • формы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований.

      1. Непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления - способы и средства реализации жителями муниципальных образований вопросов местного значения без использования в качестве промежуточных звеньев органов и должностных лиц муниципалитетов. Эти формы предназначены для личного, прямого участия граждан России в осуществлении местного самоуправления.

      Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет широкий перечень форм непосредственного участия населения муниципальных образований в решении вопросов местного значения. Выделяются следующие формы:

    1. местный референдум;
    2. муниципальные выборы;
    3. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам преобразования или изменения границ муниципального образования;
    4. сход граждан;
    5. правотворческая инициатива граждан;
    6. территориальное общественное самоуправление;
    7. публичные слушания;
    8. собрание граждан;
    9. конференция граждан или собрание делегатов;
    10. опрос граждан;
    11. обращение граждан в органы местного самоуправления.

    Закон допускает использование и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставами муниципальных образований.

    2. Осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления означает, что в каждом муниципальном образовании должна быть установлена конкретная структура органов местного самоуправления. Закон от 6 октября 2003 г. предусмотрел обязательное создание в муниципальном образовании трех органов местного самоуправления: представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Факультативным органом местного самоуправления является контрольный орган муниципального образования, т.е. он может не создаваться в каждом муниципальном образовании.

    Указанный перечень является открытым, что дает возможность населению муниципального образования самостоятельно в зависимости от выбранной организационно-правовой модели местного самоуправления образовывать конкретные органы местного самоуправления, наделенные необходимой компетенцией.

    3. Формы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований представляют собой варианты горизонтальной интеграции муниципальных образований как на публично-правовом, так и на частноправовом уровне регулирования.

    Муниципальные образования субъектов Федерации вправе объединяться в региональные советы - некоммерческие организации в форме ассоциаций. Советы муниципальных образований субъектов федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований вправе принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ для совместного решения вопросов местного значения, а также могут создавать некоммерческие организации муниципальных образований в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

    Основные функции, реализуемые объединениями и союзами местных властей, действующими на региональном и общероссийском уровнях, заключаются в лоббировании многообразных интересов муниципальных образований, участии в законопроектной работе, организации совместной хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, осуществления информационного обмена опытом их работы.

    В настоящее время активно создаются советы муниципальных образований в различных субъектах Российской Федерации. Действуют следующие общероссийские объединения муниципальных образований: Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, Союз российских городов, Ассоциация малых и средних городов России.

    Контрольные вопросы

    1. Какие подходы к понятию местного самоуправления существуют в юридической науке?
    2. Перечислите признаки местного самоуправления.
    3. На каких принципах основано местное самоуправление?
    4. В каких формах может осуществляться местное самоуправление в Российской Федерации?

    Решите казусы

    Губернатор своим указом поделил 32 муниципальных района области на четыре зоны: северную, южную, восточную и западную. Образовал в каждой зоне территориальный орган государственной власти области и обязал эти органы непосредственно взаимодействовать с органами местного самоуправления районов. Проведите юридический анализ ситуации в соответствии с актами Конституционного Суда РФ.

    Районный совет утвердил устав муниципального района, в котором закрепил максимально широкий перечень вопросов местного значения: установленные законодательством РФ и области, а также дополнительные вопросы местного значения из сорока позиций. Правильно ли поступил районный совет?

    Областным законом было предусмотрено создание при главе администрации области консультативного совета, состоящего из представителей муниципальных образований, находящихся на территории области. Согласно этому закону представители избирались представительным органом местного самоуправления из своего состава. Прокурор области внес в законодательное собрание области протест, в котором требовал отмены закона. Такое требование он аргументировал тем, что вышеназванный закон нарушает самостоятельность органов местного самоуправления, поскольку обязывает их назначать представителей в государственный орган. Дайте правовую оценку ситуации.

    Городской совет в уставе города закрепил положение о том, что мэр города избирается населением и утверждается в должности высшим должностным лицом (губернатором) субъекта РФ по представлению городского совета. Кандидатура избранного на очередных выборах мэра была представлена на утверждение губернатору, однако тот утвердить ее отказался, предложив депутатам рассмотреть другую кандидатуру. Городской совет возражал, расценив действия губернатора как нарушающие самостоятельность местного самоуправления. Дайте правовую оценку ситуации.

    Губернатор внес на рассмотрение законодательного собрания области проект закона «О совершенствовании структуры управления областью», которым предусматривалось упразднить представительные органы в городах и районах области, а их функции передать законодательному собранию области. Местное самоуправление в городах и районах области, по мысли губернатора, будут представлять избираемые главы этих территорий, а также соответствующие городские и районные администрации. После принятия закона он был обжалован в суде прокурором области. Как правильно решить дело?

Государство как особо сложная социально-экономическая система имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти.

Местное самоуправление – такой способ децентрализации власти, при котором она наиболее приближена к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними. Обеспечивая самоорганизацию граждан и их непосредственное участие в управлении местными делами, местное самоуправление является одной из структур гражданского общества.

В соответствии с Конституцией России местное самоуправление является как бы основой государства, фундаментом устройства государственной власти, государственного управления в стране, но не является частью некогда единой, сверху донизу пронизывающей системы власти, системы управления. Эти две самостоятельные задачи – государственная власть и местное самоуправление – и есть суть управления страной.

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

В западноевропейских государствах местное самоуправление сложилось задолго до становления современных правовых основ как главный противовес государственной власти, как инструмент гражданского общества, благодаря которому самоорганизующееся население получило возможность отстаивать сои права. Поэтому в современной концепции местного самоуправления получило выражение либеральное представление о том, что граждане должны сами управлять своей жизнью, а государство – оберегать их от внешних врагов и следить за повсеместным соблюдением законов. Инструментом такого народного управления выступают органы местного самоуправления.

Зарубежные модели организации местного самоуправления – англосаксонская и французская (или континентальная).

Англосаксонская модель (Англия, США, Канада, Австралия и др.) характеризуется четким законодательным закреплением перечня муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно, представители государства на местах отсутствуют.

Отношения между центральной властью и местным самоуправлением в странах, ориентированных на данную модель, определяются принципом «деятельность в пределах предоставленных полномочий» т.е. органы местного самоуправления могут совершать лишь те действия, которые прямо предписаны законом. Все иные действия считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом неправомерными.



Родоначальница континентальной модели – Франция, для которой высокая степень централизации местного управления и самоуправления является исторически традиционной. Отличительные признаки этой модели: сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и назначаемости; определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим; наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

При сравнении англосаксонской и континентальной моделей местного самоуправления обнаруживается, что сегодня в демократически развитых странах различия между ними не носят принципиального характера. Их современная форма во многом является результатом проведенных реформ местного самоуправления, что позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем.

Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени вобравшие в себя черты каждой из них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных и используются в Германии, Австрии, Японии, в некоторых развивающихся странах. Характерным признаком смешанной модели можно считать сочетание достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.

Местное самоуправление в России имеет давнюю историю:

· вечевая демократия Древней Руси (IX–XIII вв.);

· слободское самоуправление (XIV–XV вв.);

· казачье войсковое самоуправление (XVI–XVII вв.);

· крестьянское общинное самоуправление (XVI–XIX вв.);

· земское и городское самоуправление (вторая половина XIX – начало XX в.).

Как и многие политические институты нашей страны, самоуправление в России развивалось неровно и довольно самобытно: его результаты не слишком походили на муниципальные установления Европы. Вместе с тем безоговорочное противопоставление российского опыта самоуправления зарубежному было бы большой ошибкой – принципы гражданской активности населения, реализуемые в демократических государствах и систематически игнорируемые в России, по сути своей оставались сходными.

Попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята и после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приняло несколько законов о земской и городской реформе. В соответствии с законом от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было образованно 9500 волостных земств и избрано в их состав около 300 тыс. гласных.

После победы октября 1917 г. органы земского и городского самоуправления были заменены системой Советов. Однако эта система не была ни истинным самоуправлением, ни народовластием.

Возрождение местного самоуправления в современный период связано с принятием Конституции РФ 1993 г. и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принципы местного самоуправления в современной России таковы:местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование, считается с его традициями, демонстрирует ему свое расположение;

ñ местное самоуправление самостоятельно; наделено собственной компетенцией, которая охватывает вопросы местного значения и полномочия по их решению: однако самостоятельность имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ (в пределах собственных полномочий);

ñ органы местного самоуправления независимы и не входят в систему органов государственной власти;

ñ органы местного самоуправления ответственны: перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами;

ñ органы местного самоуправления образовываются самостоятельно, в них недопустимо назначение должностных лиц должностными лицами государственной власти;

ñ судебная защита местного самоуправления служит гарантией от необоснованного воздействия на него государственной власти.

Признание местного самоуправления как особой формы власти означает, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует коллективный интерес местного сообщества – муниципальный, который состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания на территории.

Функции местного самоуправления различны.

1. Функция власти, политическая функция: как одна из форм публичной власти местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, выполняет другие властные функции.

2. Хозяйственная функция: как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг.

3. Общественная функция: как часть гражданского общества местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.

Непосредственные насущные потребности человека в большей мере сосредоточены в рамках не государства или региона, а той конкретной территориальной единицы, в которой он проживает. Ему необходимо, чтобы его дом обслуживался коммунальными службами, чтобы в его населенном пункте работали магазины, школы, детские сады, чтобы функционировали дороги и т. д. Все эти жизненные потребности человек не может удовлетворить самостоятельно. Поэтому и сложилась схема деления государства или региона (в федеративном государстве) на небольшие территориальные единицы -муниципальные образования, имеющие единую инфраструктуру, которая может автономно управляться, обеспечивать непосредственные нужды своих жителей.

Местное самоуправление имеет свои атрибуты и критерии.

Атрибутами местного самоуправления в соответствии с действующим европейским и российским законодательством являются:

ñ территория;

ñ население;

ñ выборные органы;

ñ формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении;

ñ местный бюджет;

ñ местные налоги и сборы;

ñ муниципальная собственность;

ñ местные нормативные акты.

Лишь наличие всех этих атрибутов позволяет говорить о реальном местном самоуправлении.

В качестве критериев местного самоуправления можно выделить:

ñ оформленность территории;

ñ наличие правовой базы для деятельности и ответственности за ее результаты;

ñ определенность порядка выборов органов самоуправления и организации их деятельности;

ñ управление в интересах населения, наличие механизмов участия населения в этом управлении;

ñ разделение предметов ведения и полномочий между должностными лицами местного самоуправления;

ñ обеспеченность местным бюджетом и муниципальной собственностью;

ñ наличие развитого гражданского и правового сознания;

ñ преобладание мер организации над мерами принуждения;

ñ доступность должностных лиц местного самоуправления для граждан.

В Российской Федерации правовая база местного самоуправления – система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует. Это Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, рамочный федеральный закон, федеральные законы, принятые в развитие этого закона и регулирующие отдельные стороны деятельности местного самоуправления, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Конституционного Суда РФ, законы субъектов федерации о местном самоуправлении, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, принимаемые самим муниципальным образованием.

Все названные акты базируются в анализируемой сфере на Европейской хартии местного самоуправления, которая принята Комитетом министров Европы в июне 1985 г. в форме конвенции, открытой к подписанию. От имени Российской Федерации Хартия была подписана в 1996 г. и вступила в силу на ее территории с 1 сентября 1998 г.

К настоящему времени законами субъектов РФ утверждены более 24 тыс. муниципальных образований, из них: городских округов – 523; муниципальных районов – 1799; городских поселений – 1732; сельских поселений – 19 864; внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – 236. Из общего количества муниципальных образований к вновь образованным можно отнести 12,5 тыс. муниципальных образований (51,6 % от общего числа муниципалитетов в России).

Для характеристики самоуправляемой территории используется термин «муниципальное образование».

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Именно жители муниципального образования обладают правом на местное самоуправление, которое они реализуют созданием соответствующих органов.

В России в настоящее время действуют четыре территориальные модели местного самоуправления:

ñ одноуровневая – муниципальными образованиями выступают внутриобластные районы и отдельные города, выведенные из районного подчинения. Внутри таких городов областного подчинения чаще всего отсутствуют районы, а входящие в состав внутриобластных районов поселения и части города (если они все же выделяются) не являются муниципальными образованиями, они могут создавать на своей территории только общественное самоуправление;

ñ двухуровневая – муниципальными образованиями являются внутриобластные районы, входящие в их состав сельские административные единицы и небольшие города (1-й уровень), города областного подчинения и входящие в состав этих городов внутригородские районы (2-й уровень);

ñ трехуровневая – муниципальными образованиями являются внутриобластные районы и города областного подчинения (1-й уровень), сельские округа и внутригородские районы (2-й уровень), отдельные сельские поселения и микрорайоны города (3-й уровень);

ñ смешанная – соединение муниципальных и немуниципальных образований. Эта модель имеет три варианта:

а) внутриобластные районы и крупные города не являются муниципальными образованиями, в качестве муниципальных образований выступают только небольшие города, сельские поселения, группы деревень (общинный уровень);

б) на общинном уровне существуют органы местного самоуправления, а во внутриобластных районах и крупных городах – органы государственной власти и органы местного самоуправления;

в) муниципальными образованиями являются только районы и крупные города.

Наряду с местным самоуправлением в муниципальные образования могут выделяться особые территории с общественным самоуправлением; их органы не имеют властных полномочий и не относятся к местному самоуправлению.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют местное имущество и местные финансы. К местному имуществу относятся:

ñ муниципальная собственность, приобретение, владение и распоряжение которой полностью является прерогативой муниципальных органов;

ñ государственная собственность, безвозмездно переданная в управление органам местного самоуправления;

ñ собственность федерации или субъекта федерации, которая служит удовлетворению потребностей населения муниципальное образование.

Таким образом, при рассмотрении территориальной организации местного самоуправления и создания муниципальных образований важно иметь в виду, что муниципальное образование – это прежде всего объединение граждан, а не только городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Именно объединение граждан составляет существо муниципального образования (а не его признак).

Муниципальные образования вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушения их конституционных прав как разновидности объединения граждан. Данным правом также обладают глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходова­ния денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Высшим должностным лицом муниципального образования является его глава, который одновременно может осуществлять исполнительную власть, возглавляя его администрацию. Глава муниципального образования может избираться или гражданами, или представительным органом местного самоуправления. Он работает на постоянной основе, не может быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательством. Его конкретные функции и порядок избрания регулируются уставом муниципального образования и местными нормативными актами.

Соотношение полномочий высшего должностного лица и представительного органа местного самоуправления обычно исчерпывается тремя вариантами:

ñ непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенциях представительного органа и выборного высшего должностного лица;

ñ все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции представительного органа;

ñ все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов).

Наиболее распространенной в России оказалась модель «сильный мэр – совет». В этой модели и представительный орган местного самоуправления (совет), и высшее должностное лицо местного самоуправления (мэр) избираются всем населением. Мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета, самостоятельно формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц администрации, организует работу совета и председательствует на его заседаниях, подписывает акты, принимаемые советом. Совет обладает правом преодолеть вето мэра квалифицированным большинством голосов. Досрочное прекращение полномочий мэра возможно посредством местного референдума. Эта модель копирует отношения между ветвями власти в президентской республике.

Вместе с тем принята и другая модель «слабый мэр – совет». При ней населением избирается только совет, а мэр избирается из числа депутатов совета. Он полностью подконтролен и подотчетен совету, не имеет права вето, права формирования администрации; назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц он осуществляет только с согласия совета; пределы его полномочий ограничены решением совета. Досрочное прекращение полномочий мэра совет может осуществить как по своей инициативе, так и по инициативе населения.

Получила распространение и модель «совет – администратор». В этой модели должность мэра отсутствует. Совет избирает председателя, который и организует его деятельность, но не имеет права руководить администрацией. Административные функции передаются управляющему (администратору, «сити-менеждеру»), который нанимается советом на контрактной основе. Он единолично формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц, руководит деятельностью администрации.

Работой представительного органа руководит председатель, иногда в уставах предусматриваются должности заместителя председателя и секретаря (для ведения документов). Основные вопросы решаются на заседаниях, для которых требуется кворум. Некоторые решения могут приниматься большинством присутствующих (при наличии кворума), некоторые – большинством от списочного состава представительного органа.

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводятся местные референдумы.

Постепенно создается система территориального общественного самоуправления – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Его формы разнообразны: домовые и уличные комитеты, товарищества собственников жилья, городские советы домовых комитетов и др.

Сам факт появления местного самоуправления в структуре организации власти связан с реализацией фундаментального принципа: сократить административную дистанцию между органом, принимающим решение, и сферой действия этого решения, достигая, таким образом, точности фокусировки самого решения, оптимизации расходов на его исполнение, первоочередного учета в нем интересов граждан.

Органы местного самоуправления - представительные и другие органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане осуществляют свое право на путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. См. .

Согласно конституционным положениям органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их структура определяется населением самостоятельно. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют , устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие положения о порядке формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Структура и статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах и других нормативных правовых актах муниципальных образований, издаваемых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон выделяет два вида органов местного самоуправления. К первому относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Их наличие в муниципальном образовании является обязательным. Ко второму виду отнесены другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименования органов местного самоуправления, численный состав устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставами муниципальных образований.

К выборным органам относится представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие и обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Федеральный "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления: а) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; в) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; г) установление местных налогов и сборов; д) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; е) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 названного закона в муниципальном образовании кроме представительного могут формироваться иные органы местного самоуправления. Их наименование, порядок формирования, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. При этом устанавливается запрет на образование органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Их наименование и виды, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены только органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления влечет установленную законодательством ответственность.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Обращения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Похожие публикации