4 право на доступ к информации. Доступ к информации. Базовые требования к обеспечению права

4 право на доступ к информации. Доступ к информации. Базовые требования к обеспечению права

УДК 342.72/73 ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

The Right of Citizens to Information Access

А. Г. Быкова - доцент кафедры конституционного и международного права Омской юридической академии, доктор исторических наук, доцент;

Ю. Г. Петрова - магистрант Омской юридической академии

A. G. Bykova - Associate Professor of the Constitutional and International Law Department of the Omsk Law Academy, Doctor of History Sciences, Associate Professor;

J. G. Petrova - student of the Omsk Law Academy

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «право граждан на доступ к информации» и проанализированы особенности получения гражданами Российской Федерации информации.

The article deals with the concept of «the right of citizens to have access to information» and here are analyzed the peculiarities of obtaining information by the Russian Federation citizens.

Ключевые слова: конституционное право, информационное право, доступ к информации.

Constitutional law, law of information , access to information.

Право на информацию выражается, прежде всего, в праве каждого искать и получать информацию. Совершенно справедливо отмечает Д. Т Караманукян, что далеко не каждый сможет найти информацию о деятельности того или иного органа государственной власти1.

Слово «информация» происходит от латинского informatio - излагать, разъяснять, знакомиться. В силу повсеместного использования этого слова в повседневной жизни в настоящее время существует множество определений понятия «информация». Однако для четкого, пра * 4

вильного и эффективного регулирования общественных отношений, связанных с оборотом информации, очень важно, какое значение в содержание этого понятия вкладывает законодатель.

Впервые определение понятия «информация» было дано в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в ст. 2 которого говорится, что информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления.

1 См.: КараманукянД. Т. Специфические черты Центрального разведывательного управления как административного агентства США // Вестник Ом. юрид. акад. 2012. № 2. С. 5.

Современное понимание термина «информация» дано в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2. В статье 2 под информацией понимаются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Фактически этот термин обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т. п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с другой - быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационноправовые нормы Конституции Российской Федерации. Основа права на доступ к информации содержится в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Реализация гражданином права на доступ к информации возможна посредством совершения им действий, связанных с поиском и (или) получением информации. Право искать и право получать информацию взаимно дополняют друг друга и обозначают две стороны одного и того же отношения, а в совокупности составляют намерение и результат, который обеспечивается правом искать и обязанностью другой стороны предоставить, обеспечивать получение3 4 5.

Конституционное право на информацию -это важный аспект демократического режима осуществления государственной власти, отно-

Конституционное и международное право

сящееся к числу политических прав человека и гражданина и связанное не с отношениями между гражданами, а с их отношениями с государственными органами. В деятельности этих органов право на информацию соответствует принципу информационной открытости, призванному обеспечить доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан, а также систематическое информирование граждан о готовящихся и принятых решениях. Право на информацию - это также важный элемент статуса средств массовой информации (печать, телевидение, радио), без чего они не могут осуществлять свою функцию освещения деятельности государственных органов.

В процессе реализации права на доступ к информации гражданин является не только потребителем предоставляемой ему информации, но и источником информации, которую он обязан предоставить в органы государственной власти в соответствии с действующим законодательством. Так, обязанность предоставить информацию о себе возникает в связи с исполнением гражданином других установленных законом прав и обязанностей, реализация которых невозможна без предоставления в органы государственной власти информации о себе (персональные данные). Например, в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона «О персональных данных»4 субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным, оно может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

2 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: КовалеваН. Н., ХолоднаяЕ. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 См.: О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 1 (20)

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории - открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен (ст. 7). Такая информация может использоваться ее получателями свободно, по своему усмотрению, если только для ее использования не установлены специальные ограничения. По общему правилу открытой является информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3).

В ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации. Часть 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» описывает случаи запрета распространения информации и ответственность за ее распространение. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. За нарушение этой нормы Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 13.14) устанавливает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает и правила ограничения доступа к информации. В качестве юридической основы ограничения доступа к информации выступает ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в со-

5 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Реализация конституционной нормы зафиксирована в ряде федеральных законов. Так, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»5 установил, что при введении чрезвычайного положения в случае наличия ряда обстоятельств (попытка насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления) возможно как временная мера ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»5 6 на основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются меры по введению военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, созданию органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами.

Реально осуществляемое конституционное право на информацию выполняет важные функции в жизнедеятельности человека. По мере дви-

Конституционное и международное право

жения нашего общества к более устойчивым демократическим нормам и институтам его роль и степень влияния на реализацию других прав и свобод гражданина будут, несомненно, расти. Незаконное и необоснованное ограничение этого права может ослабить механизм обеспечения свободы личности в целом, поэтому необходимо

расширять его и делать более надежным в реализации, что будет способствовать укреплению юридического статуса гражданина, повышать уверенность человека в собственных силах, содействовать наиболее полному удовлетворению его интересов, в чем, собственно, и заключается главная ценность прав и свобод.

удк 342.71(470+571) ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Problems of the Citizenship Institute in the Russian Federation

А. А. Непомнящая - преподаватель кафедры конституционного и международного права Омской юридической академии

A. A. Nepomnyashchaya - Teacher of the Constitutional Law and International Law Chair of the Omsk Law Academy

Аннотация. Статья посвящена определению сущности и значения гражданства. Автором рассмотрены различные научные позиции об определении понятия гражданства, а также проанализированы особенности гражданства как одного из видов правоотношения - правового состояния лица в гражданстве.

The article deals with the definition of the essence and importance of citizenship. The author considers different scientific concepts concerning the definitions of the citizenship notion as well as the peculiarities of the citizenship, representing one of the types of relations governed by law - legal state of a person in citizenship.

Ключевые слова: гражданство, правоотношение, приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.

Citizenship, relations governed by law, being admitted to the RF citizenship, deprivation of the RF citizenship.

Правовая связь человека с государством имеет особое значение. Только являясь гражданином определенного государства, человек обладает всей полнотой прав и свобод, в том числе правом участвовать в политической жизни государства, избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, что является определяющим фактором для государств, позиционирующих себя как демократические.

Немаловажное значение имеет свобода человека в перемещении и выборе места жительства

1 URL: http://www.gks.ru

не только в пределах страны гражданской принадлежности, но и всего земного шара. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, только за 2010 г. из Российской Федерации выбыло 33 578 человек, из которых 12 372 мигрировали в страны дальнего зарубежья: в Германию - 3 725 человек, Израиль - 947, Канаду - 497, США - 1 461. Число прибывших в Российскую Федерацию из стран дальнего зарубежья в 2010 г. составило 19 716 человек1.

Статьи

Хургин В.М.
О праве граждан на доступ к информации

[ Научные и технические библиотеки – 2004. – № 5. – С. 5-14 ]

Рассмотрены важнейшие положения законов и других нормативных актов, касающиеся правил информационных взаимоотношений государства и граждан.

Во все времена между государством и обществом существовала определенная правовая зависимость: государство издает законы, в которых выражает свою волю, общество и его граждане – эти законы исполняют. При этом во всех случаях непременным условием исполнения гражданами норм, в которых государство устанавливает для них определенные правила поведения, предоставляет им права, возлагает обязанности и ответственность, является знание самих норм.
В этой связи государство должно выступать гарантом предоставления гражданам постоянно расширяющегося набора информационных услуг, юридически и технологически обеспечивать права на доступ к общественной информации для всего населения. Когда речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, государство должно исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты.
Свободный доступ граждан к информации (по сути – в информационные системы) формально неограничен. Но в своем желании получить актуальную информацию, например правовую, гражданин сталкивается с проблемами неразвитости инфраструктуры, обеспечивающей возможность доступа, и необходимостью дополнительных затрат на получение информации. В результате малообеспеченные, нетрудоустроенные, проживающие в сельской местности граждане лишены возможности воспользоваться своими гражданскими правами при получении информации современными способами.
Огромную роль в налаживании широкого распространения официальной информации могла бы сыграть библиотечная система. Публичные библиотеки в России остаются наиболее «концентрированным» кладезем информации, доступным всем гражданам. Они в состоянии смягчить диспропорции неравномерного развития информационной инфраструктуры, открыть доступ к информационным сетям жителям удаленных районов, малообеспеченным слоям населения. Вот только самим библиотекам надо помочь приобрести соответствующую литературу, периодические издания, комплекты новых документов, вычислительную технику, оперативно и в полном объеме поставляющую информацию в самые отдаленные, «;медвежьи» уголки России. И это не благие пожелания, а насущная потребность нашего времени.
Таким образом, принципы доступа к информации тесно связаны с пониманием роли библиотек и других организаций, обеспечивающих этот доступ. С развитием Интернета, появлением других новых источников информации библиотеки должны четко и быстро переориентироваться и разработать новую стратегию развития и предоставления информации и услуг пользователям. Обеспечение публичного (в том числе удаленного) доступа пользователей к информационным ресурсам стало одной из первоочередных задач обслуживания науки, культуры, образования.
Свобода информации выражается прежде всего в праве каждого искать и получать информацию. В соответствии с резолюцией 59(1) Генеральной Ассамблеи ООН 1946 г. свобода информации представляет собой право повсеместно и беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать информационные сведения.
Информационные права являются неотъемлемой частью фундаментальных прав человека. Они зафиксированы в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. (каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ), и заняли важное место в Европейской Конвенции о защите прав человека, принятой в Риме 4 ноября 1950 г. (пункт 1 статьи 10: Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ) и в 1998 г. ратифицированной Российской Федерацией .
Знаменательно, что в Декларации прав и свобод человека и гражданина , записано:
Часть 2 статьи 13 : Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личности, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности.
Статья 31: Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Эти основополагающие права получают развитие в Конституции Российской Федерации. Отметим важнейшие (в свете заявленной темы) положения:
Часть 1 статьи 15: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Статья 18: Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Часть 2 статьи 24: Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, ест иное не предусмотрено законом.
Часть 4 статьи 29: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией, а также право получения у них запрашиваемой информации .
С точки зрения борьбы с сокрытием информации очень важной является часть 1 статьи 15. Из нее следует, что непредоставление информации со ссылкой на отсутствие закона, ведомственной инструкции и т.п. абсолютно противоправно, т.е. право на доступ к информации гарантировано Конституцией и, по большому счету, не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами.
В соответствии с разъяснениями, данными пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 окт. 1995 г. № 8, судам при рассмотрении дел следует во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения.
Это положение недвусмысленно подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П : Информация … в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными притопами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. В силу предписаний статей 23, 24, 29 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эта позиция подкреплена абзацем 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 окт. 1996 г. № 10): Каждый гражданин имеет право получить, а должностное лицо, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на инфор-мацию, содержащуюся в этих документах и.материалах .
Важным представляется также решение Верховного Суда Российской Федерации о признании недействующим и не подлежащим применению указание Генерального прокурора Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 5/15 «Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел», так как судом установлено, что данное указание не опубликовано официально для всеобщего сведения, а лишь направлено в органы предварительного следствия. Суд сослался на то, что хотя Генеральная прокуратура Российской Федерации и не относится к федеральным органам исполнительной власти и не обязана регистрировать свои нормативные правовые акты в Министерстве юстиции Российской Федерации, однако в силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации (обязанность всех органов и должностных лиц соблюдать Конституцию) она также обязана исполнять конституционное требование по опубликованию официально для всеобщего сведения принимаемых ею правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан.
Уточнение механизма реализации права на информацию можно найти в других правовых актах. Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными и налоговыми органами и других сфер жизни .
Вместе с тем в российском законодательстве нет цельного нормативного правового акта о механизме реализации права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Положения отдельных нормативных актов, касающиеся информационного взаимодействия государственных органов с гражданами и юридическими лицами, носят противоречивый характер, что обусловливается отсутствием единого подхода к установлению правил такого взаимодействия .
Действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, как эти права реализовывать . Нормы, регулирующие право на информацию, разбросаны по разным нормативным актам и лишь фрагментарно регулируют соответствующие правоотношения .
Излишняя декларативность правовых норм приводит к тому, что нарушение законодательных установлений далеко не всегда влечет за собой наступление соответствующей ответственности. Неопределенность механизмов обеспечения доступа к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления создает условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина .
Ключевой задачей является создание открытой информационной среды, включая обеспечение информационной прозрачности государственной власти, необходимой для формирования гражданского общества и достижения взаимодействия между обществом и властью на принципах доверия, взаимопонимания и делового партнерства.
Прежде всего необходимо запустить механизм практической реализации конституционного права на свободу получения информации.
Правовой основой такого механизма должны стать законодательно закрепленные четкие правила, условия и порядок получения гражданами и институциональными структурами общества информации в органах государст-венной власти и местного самоуправления, от иных государственных и негосударственных юридических лиц, а также прямого доступа к государственным и негосударственным информационным ресурсам. Также в законодательстве о деятельности органов государственной власти должны быть закреплены обязанности и ответственность этих органов и их должностных лиц за информирование граждан и всех структур общества, за оказание им инфор-мационных услуг, за накопление, хранение и использование государственных информационных ресурсов в сферах ответственности этих органов .
Отсутствие системности правового регулирования вопросов информационного взаимодействия влечет неурегулированность ряда важнейших вопросов, касающихся гарантий соблюдения правил информационного взаимодействия. В частности, не предусмотрено эффективных механизмов ответственности государственных органов и должностных лиц в случае нарушения предусмотренного порядка предоставления информации. В настоящий момент такая ответственность носит преимущественно дисциплинарный характер и, что особенно важно, не связана с компенсацией причиненного ущерба .
Отсутствие установленных норм ответственности за ограничение или нарушение права на доступ к открытой информации является одним из наиболее серьезных недостатков правового обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере . И.Л. Бачило отмечает , что следовало бы определить, кому и при каких условиях предстоит платить штрафы, кто и при каких юридических обстоятельствах может возбуждать дело по поводу нарушения правового режима информации, всегда ли это только сопутствующий элемент других правонарушений, касающихся прав потерпевшей стороны в отношениях договорного и иного порядка.
Необходимы также методики определения ущерба, наносимого нарушением правового режима.
Необходимо законодательно закрепить штрафные санкции, налагаемые на виновных физических лиц в случае нарушения конституционного права граждан на доступ к правовой информации. Следует отметить, что статья 24 (2) Конституции Российской Федерации различает ответственность органов государственной власти и местного самоуправления in corpore и индивидуальную ответственность их виновных должностных лиц. Таким образом, Конституция не исключает ответственности лиц, работающих в государственных органах, но не обладающих соответствующим статусом .
Необходимо установление унифицированного перечня оснований для ограничения права на доступ к информации, перечня видов информации с ограниченным доступом и механизмов реализации этих ограничений, принципов и организационных механизмов доступа к открытой информации органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и хозяйствующих субъектов .
Тем не менее отсутствие закона «О праве на информацию» не является препятствием для защиты нарушенных прав. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод, в том числе права на информацию. Обращение в суд как способ разрешения возникшего конфликта зафиксировано также практически во всех актах, касающихся прав граждан на ту или иную информацию. Право на судебную защиту подразумевает не только право на обращение в суд за защитой, но и возможность реального восстановления нарушенных прав и интересов с помощью суда .
В этой связи нельзя полностью согласиться с утверждениями о том, что конституционные нормы, провозгласившие право на информацию, не получили развития в нормах действующего законодательства, а значит, и не обеспечены необходимым механизмом реализации этих норм , провозглашенные Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами права граждан на получение информации, в том числе из органов государственной власти, в существующем законодательстве не имеют четко прописанного механизма реализации, а также механизма ответственности за непредоставление информации .
Реализация права на судебную защиту во многом зависит от надлежащего правового механизма осуществления правосудия по гражданским делам. Осуществление в судебном порядке защиты права на информацию следует, вероятно, рассматривать применительно к отдельным категориям гражданских дел, где информационные правоотношения выступают непосредственным объектом судебной защиты или составляют его часть.
Характеристика судебного порядка защиты права на информацию в той или иной категории дел может составить предмет самостоятельного исследования и выходит за рамки настоящей работы. Отметим лишь норму, установленную частью 2 статьи 24 федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»: Суд рассматривает … иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации… .
Остается еще один вопрос: какую же ответственность могут понести те, кто нарушит право на информацию? Анализируя действующее законодательство, находим отсылки на предусмотренную административным законодательством ответственность или иную предусмотренную законом ответственность. На сегодня такая ответственность в общем случае предусмотре-на статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . Последующие комментарии к статье 140 УК заимствованы из .
Ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации введена в уголовное законодательство впервые. Это одна из гарантий соблюдения статьи 24 Конституции. Объективная сторона преступления может выражаться как в действии, так и в бездействии. Конкретно ее образуют: неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина; предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации.

В обоих случаях уголовная ответственность наступает только в том случае, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам гражданина.
Под неправомерным отказом в предоставлении информации понимается незаконный, противоречащий конкретным нормам закона и иным нормативным актам отказ, который может быть как письменным, так и устным. Он может проявляться в игнорировании просьбы потерпевшего, в затягивании предоставления информации, в отсылках к другим лицам, которые фактически такой информацией не располагают. При этом должно быть установлено, что именно данное лицо располагает требуемой информацией и обязано ее предоставить.
Предоставление неполной информации – это неполное ознакомление с документами или иными материалами, в которых содержатся сведения, имеющие значение для гражданина, обеспечения его прав и законных интересов, либо сообщение ему не всех такого рода сведений.
Предоставление заведомо ложной информации – это сообщение гражданину сведений, не соответствующих содержащимся в документах или иных материалах, о чем заведомо известно лицу, которое предоставляет информацию.
Вред (ущерб) правам и законным интересам граждан может быть имущественным или моральным.
Оконченным преступление считается с момента причинения вреда правам и законным интересам гражданина.
Субъектом преступления является государственный служащий или служащий местного самоуправления.
Субъективная сторона характеризуется прямым и косвенным умыслом. Виновный осознает, что он своими действиями (бездействием) нарушает конституционное право гражданина на получение имеющейся у него информации, предвидит возможность причинения вреда и желает или допускает это. При предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации виновный осознает также, что сообщает информацию, не соответствующую действительности.
Все сказанное можно отнести и к статье 5.39 КоАП. Кроме того, административная ответственность за нарушение права на получение необходимой и достоверной информации предусмотрена для конкретных случаев статьями 8.5, 14.5, 14.8, 14.25 и 19.9 Кодекса Российской Федерации об адм инистративных правонарушениях.
Таким образом, вполне возможно применение норм уголовного или административного права. Юридических препятствий к этому нет, хотя процесс психологической перестройки сотрудников правоприменительных органов может быть весьма сложным.
Действующие информационные законы очень слабо «работают»; по этому поводу нет другого мнения, и это очень беспокоит общественность. В связи с этим необходимо проводить постоянный анализ эффективности законодательства и принимать меры по повышению правовой грамотности населения, повышению квалификации работников правоохранительных органов, своевременному совершенствованию правовых актов, обеспечению доступа граждан к нормативно-правовой информации . Решение указанной задачи так или иначе связано с судебной практикой. Беда в том, что в нашей стране ее почти нет, а решения по отдельным делам свидетельствуют о непонимании судами коллизий, возникающих в создающемся информационном обществе .
Спектр законодательных актов, регулирующих информационные проблемы, исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. Понятно, что для судов данная область правоотношений совершенно новая, непривычная. И хотя суды пытаются преодолевать трудности, применяя дей-ствующие законы к новой ситуации, объективно эффективность деятельности судов в данной сфере явно недостаточна . Тем не менее можно предполагать, что по мере накопления опыта и создания прецедентов дела по вроде бы специфическим проблемам, связанным с нарушением права на информацию, станут для судов обыденными и не самыми сложными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Собряние законодательства РФ. 1998. №14. Ст. 1514
  2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 52. Ст. 1865.
  3. Копылов В.А. Информационное право: Учеб. пособие. М.: Юристь, 1997. 472 с.
  4. Собрание законодательства РФ 2000 № 9. Ст. 1066
  5. .Хургин В.М. Право на доступ к информации, или как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. № 4. С. 35-43.
  6. Концепция правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации // Материалы Четвертой всерос. конф. «Право и Интернет: теория и практика», 17 дек. 2002, Москва. М., 2002. С. 77-98.
  7. Финько О.А. Правовое обеспечение государственной информационной политики // НТИ. Сер. 1. 1999, № 8. С. 2-6.
  8. Снытников А.А., Туманова Л.В. Право граждан на информацию и вопросы зашиты информации. Тверь, 1999. 192.
  9. Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект) // Информационное общество. 1999. № 6. С 4-14.
  10. Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Информационное общество. 1999. № 2 С. 4-9.
  11. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права М: Экономика. 1995. 220с.
  12. Тиновицкая И.Д. Правовая информация и общество (законодательные проблемы) // НТИ. Сер. 1. 1996. № 7. С. 9-12.
  13. Проблема обеспечения прав граждан на доступ к правовой информации М.: Издание Государственной Думы, 1999. 584 с.
  14. Российская газета от 22.02.1995; там же от 15.01.2003
  15. Собрание законодательства РФ 1996 № 25. Ст. 25. С. 2594.
  16. Там же. 2002. № 1 (Часть I). Ст. 1.
  17. Российское уголовное право Особенная часть. Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Юристь, 1997. 496 с.
  18. Кристальный Б.В. Вопросы построения в России информационного общества // НТИ. Сер. 1. 1997. № 10. С. 5-7.
  19. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юрид. лит. 1991. 300 с.
  20. Кристальный Б.В. Законодательное обеспечение формирования информационного общества в России // Информационное общество. 2000. № 1. С. 25-27.Б.
Please enable JavaScript to view the

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является определяющим институтом информационного права.

Юридический фундамент этого института составляют информационноправовые нормы Конституции РФ. Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В современной юридической литературе существуют различные мнения на природу права гражданина на информацию. Например, Ю.А. Дмитриев и А.А. Златопольский считают право гражданина на информацию составной частью свободы слова и печати. Существует точка зрения, в соответствии с которой свобода информации - условное обозначение группы прав и свобод: свободы слова, мнений, свободы печати и иных средств массовой информации, права на получение информации, свободы распространения информации. Имеется и противоположное суждение, когда право на доступ к информации рассматривается как отдельное, самостоятельное право в группе других информационных прав и свобод. И действительно, анализируя ст. 29 Конституции РФ, можно сделать вывод, что право гражданина на информацию - все же самостоятельное право, так как в этой статье оно закреплено в части, отдельной от той, где речь идет о гарантии свободы мысли и слова. Кроме того, имеются отдельные нормативные акты, посвященные данному вопросу, например Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Да и сам факт активного формирования такой отрасли российского права, как информационное, доказывает это. Хотя, несомненно, право человека и гражданина на информацию очень тесно связано со свободой слова и печати. Но право на информацию не охватывается полностью свободой слова и печати. Оно выполняет свою роль в удовлетворении определенных интересов субъекта. См.: Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994. С. 37. См., например: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1 / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1993. С. 102; Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001. С. 10. См., например: Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. С. 130; Иззатов Т.Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11; Корченкова Н.Ю. Становление теоретико-правовой концепции права на информацию: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. С. 8; Шевердяев С.Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации: Автореф.

Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 7; Малько А.В. Право гражданина на информацию // Общественные науки и современность. 1995. N 5. С. 58. Таким образом, право на информацию - нормативный определенный порядок реализации полномочий различных субъектов в области производства (создания, получения, доступа, сбора, хранения, использования и распространения) информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам личности, общества и государства. Правда, здесь необходимо сделать уточнение о том, что по общему правилу цели доступа к информации не должны противоречить правам и интересам других лиц, общества, государства. Но об ограничениях права на информацию речь пойдет ниже. Существует еще ряд прав, относимых к информационным: - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, прописанное в ст. 23 ч. 1 Конституции России: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени"; - право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных и иных сообщений - ч. 2 ст. 23 Конституции РФ: "Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...". Тем самым ограничивается право на доступ к персональным данным любых лиц, кроме самих этих лиц; - свобода мысли и слова - ч. 1 ст. 29 Конституции РФ: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова"; - право на свободу выражения своих мнений и убеждений - ч. 3 ст. 29 Конституции: "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений"; - право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст. 33 Конституции РФ: "Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Тем самым данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимся субъектам по их запросам; - право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды - ст. 42 Конституции: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением"; - свобода преподавания - ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; - право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни - ч. 2 ст. 44 Конституции России. Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждениям культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности - ст. 44: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры"; - право на получение квалифицированной юридической помощи - ст. 48 Конституции. Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Перечисленные выше права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Цель ограничений - сузить свободу и сдержать реализацию антиобщественных интересов личности. См.: Хижняк В.С. Право человека на информацию: механизм реализации / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 1998. С. 40. Принципы ограничения прав граждан содержатся в Конституции РФ в ст. 17: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Анализируя ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции, можно сделать вывод, что к основаниям ограничения основных информационных прав и свобод граждан законодатель относит: - защиту основ конституционного строя; - нравственности; - здоровья; - прав и законных интересов других лиц; - обеспечение обороны страны и безопасности государства. В ст. 56 Конституции указывается на возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом. Часть 2 ст. 29 Конституции РФ устанавливает правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Гарантии и одновременно пределы осуществления информационных прав и свобод человека и гражданина закреплены в ст. 24 Конституции РФ, которая устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Данное конституционное положение является одной из гарантий закрепленного в ст. 23 Конституции права на неприкосновенность частной жизни. Оно призвано защитить частную жизнь, личную и семейную тайну от проникновения в нее со стороны как государственных органов, органов местного самоуправления, так и негосударственных структур, отдельных граждан. В.Н. Лопатин в качестве оснований ограничения информационных прав граждан на основе анализа конституционных положений выделяет следующие: - защита основ конституционного строя; - защита нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц; - обеспечение обороны страны и безопасности государства; - обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью; - предотвращение разглашения конфиденциальной информации; - обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия; - условия чрезвычайного положения. См.: Лопатин В.Н. Право на информацию // Информационное право / Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 432. Случаи прямого ограничения информационных прав, по его мнению, имеют место в следующих ситуациях: - использование прав в целях насильственного изменения конституционного строя; - пропаганда социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного, языкового превосходства, насилия и войны; - нарушение права на неприкосновенность частной жизни (на личную, семейную тайну, неприкосновенность жилища, права на уважение и защиту чести, достоинства и репутации, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений). К сфере частной жизни автор относит и право на отказ от свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников; - нарушение права на государственную, служебную, профессиональную, коммерческую и банковскую тайну. См.: Лопатин В.Н. Право на информацию // Информационное право / Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 432. Кроме того, пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам. Так, гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В свою очередь, организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона об информации). Но существует и понятие информации с ограниченным доступом, т.е. такой информации, которая не предназначена для широкого распространения и в связи с этим подлежит правовой охране от несанкционированного доступа. Таким образом, основаниями для ограничения информационных прав могут служить: 1) защита основ конституционного строя; 2) защита нравственности; 3) защита здоровья; 4) защита прав и законных интересов других лиц; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства. Необходимо создать единый перечень оснований для ограничений и перечень случаев прямого ограничения прав на информацию. Виды доступа информации 1. Обязательное доведение информации до всеобщего сведения. 2. Свободный доступ сообщения информации для всеобщего сведения. 3. Предоставление информации по запросу (может быть платным). В целях охраны прав на доступ к информации необходимо законодательное установление оснований для разрешения коллизий при реализации прав на информацию и права на "тайну". Необходимо определение в законе механизма доступа к открытой информации и создание единой системы ответственности за правонарушения в информационной сфере. Защита права на доступ к информации может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в специальном, административном порядке или по общему правилу в судебном порядке). В административном порядке - защита может осуществляться только в случаях, прямо указанных в законах, - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо (орган) в вышестоящую инстанцию, специальный орган - ранее в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ. См. соответствующий Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" // САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 74. В судебном порядке - лицо может выбрать любой способ защиты нарушенного права через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

Одно из основных информационных прав - право на доступ к информации, включающее в себя право каждого свободно искать информацию и право получать ее от лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях.

Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются:

презумпция доступности и открытости информации;

достоверность и полнота информации;

своевременность предоставления информации;

соблюдение ограничений, установленных федеральным законом;

защита права на доступ к информации;

ответственность за нарушение права на доступ к информации.

В целях охраны и защиты прав и свобод в информационной сфере Конституция Российской Федерации устанавливает гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственности.

К основным конституционным гарантиям относятся:

Признание прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми (ст. 17), равными (ст. 19), непосредственно действующими(ст. 18) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и защищаемыми государством (ч. 4 ст.

законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);

права и свободы "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием"(ст. 18);

органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом (ч. 2 ст. 24);

механизмы защиты наряду с государственной защитой предусматривают право каждого на самозащиту "всеми способами, незапрещенными законом" (ч. 2 ст. 45), судебную защиту (ч. 1 и 2 ст. 46), международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46);

сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41).

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" для реализации права на доступ к информации провозглашает следующие дополнительные государственные гарантии:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные

ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес (п. 1 ст. 13). При этом для формирования таких ресурсов закон предусматривает, что граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, должно утверждать Правительство Российской Федерации (п. 1 ст. 8). Оно же должно установить перечень информационных услуг (бесплатных или с частичной оплатой для пользователя) с компенсацией затрат из средств государственного бюджета (п.

4 ст. 13).

2. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом(п. 1 ст. 12). При этом декларируется, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

3. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций (п. 4 ст. 12). При этом перечни информации и информационных услуг, сведения о порядке и условиях доступа к

информационным ресурсам должны предоставляться пользователям бесплатно (п. 3 ст. 12). 4.

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто ив каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 14). Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 14). 5.

Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации (п. 2 ст. 12). 6.

Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по 7.

другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (п. 1 ст. 24).

7. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (п. 3 ст. 24).

Вместе с тем следует признать, что этот закон не решает в целом задачи охраны права на доступ к информации. Он во многом декларативен и противоречит действующему законодательству, позволяя сохранить прежний разрешительный принцип в реализации этого основного информационного права. Как следует из

доктрины информационной безопасности, противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе специальный Федеральный закон "О праве на доступ к информации", который решал бы следующие задачи:-

а) установление ограничений и запретов при реализации прав в информационной сфере (искать, получать, передавать, производить и распространять информацию в соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации) по основным видам информации (информация без права ограничения доступа, иная общедоступная информация, "вредная" информация, информация с ограниченным доступом);-

б) установление законодательных оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права "на тайну";

в) определение в законе механизмов доступа к открытой информации;

г) унификация заявленных в законах правонарушений в информационной сфере с внесением изменений и дополнений в соответствующие кодексы по установлению ответственности за эти правонарушения.

К механизмам доступа к открытой информации можно отнести:

Структурирование открытой информации по уровням доступа -подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий граждан;

структурирование органов государственной власти и местного самоуправления, чьи должностные лица обязаны предоставлять информацию (пример - государственная система научно-технической информации, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля1997г.);

установление обязанности должностных лиц на основании документов предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом;

публикацию в общедоступных изданиях документированной информации, подлежащей обязательному распространению, всех перечней по установлению ограничений и запретов в информационной сфере, перечня органов государственной власти и местного самоуправления (с указанием их функций и адресов);

создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием в средствах массовой информации их адресов и порядка получения информации;

порядок предоставления информации, предусматривающий сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового статуса организации, в адрес которой направлен запрос;

установление источников финансирования и покрытия расходов, связанных с предоставлением информации, - в соответствии с

нормой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 779) предоставление информации отнесено к обязательствам о возмездном оказании услуг.-

Важное значение для реализации информационных прав граждан на доступ к информации имеет Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г., где в целях обеспечения информационной открытости государственной власти гражданского общества определены следующие задачи:

радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти;

сужение области ведомственных тайн;

уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации;

обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости;

установление каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.).

При рассмотрении вопросов реализации права на доступ к информации наиболее важной характеристикой, на наш взгляд, является классификация отношений как по виду информации, как объекта правоотношений, так и по виду субъектов этого права.

Вся информация с точки зрения права по степени доступа сегодня делится на несколько основных сегментов: 1. Информация без права ограничения доступа (все те ограничения, которые установлены в Конституции РФ, в Законах РФ "О государственной тайне", "О коммерческой тайне". Этот перечень может быть продолжен и расширен). Представляется важным не только установить норму в Конституции РФ о том, что информация,

информация может быть отнесена к такого рода информации, чего, к сожалению, не сделано. 2.

Информация с ограниченным доступом. Исходя из Послания Президента Федеральному Собранию 1998 г. область тайн должна сокращаться, но на самом деле она увеличивается. На Первой межпарламентской конференции России, Белоруссии и Украины в 1999 г., где автор руководил секцией по вопросам интеграции и унификации национальных законодательств трех стран, было насчитано уже около 50 видов тайн, с учетом 40 в России, как оснований для ограничения доступа к информации. 3.

Информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан (порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне, ложная реклама, со скрытыми вставками и т. п.) - так называемая "вредная" информация.

4. Объекты интеллектуальной собственности (то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, за исключением ноу-хау), которые охраняются в режиме коммерческой тайны, но охраняются особым порядком через институты интеллектуальной собственности - авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т. п.-

5. Иная общедоступная информация, среди которой, как уже отмечалось, ученые выделяют более чем 20 видов открытой общедоступной информации.

Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида субъекта, реализующего свое право на доступ к ней. Исходя из этого, предлагаем различать следующие виды доступа: -

обязательное доведение информации до всеобщего сведения; -

свободный доступ (сообщение информации для всеобщего сведения); -

предоставление информации по запросу юридических лиц; -

предоставление информации по запросу физических лиц.

На наш взгляд, важно различать понятия "обязательное доведение" и "свободный доступ" по степени активности субъекта (по аналогии с избирательным правом). Например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.

Правомочия на доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) возникают только после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования. Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности, здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме:

ознакомление с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

получение копии соответствующего документа или выдержек из него;

получение письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;

получение устного изложения содержания запрашиваемой информации;

По степени ограничения доступа к информации можно выделить следующие основные виды отношений, которые могут

возникать в этой связи между субъектами: лица (как физические, так и юридические) по отношению к государству; государство по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим); физические лица по отношению к юридическим лицам; юридические лица по отношению к физическим лицам; юридические лица по отношению к юридическим лицам; физические лица по отношению к физическим лицам.

При запросе лиц в органы государственной власти ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может. Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации мы говорим о том, что делаются запросы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, выпускающие документы нормативно-правового характера, которые затрагивают интересы граждан, проживающих на территориях административного района, региона России. В данной ситуации невозможно распространить эти отношения в том числе и на казенные предприятия, которые не являются органом власти, а относятся к коммерческим структурам, хотя и с государственным видом собственности, где может быть коммерческая тайна. Важным условием для реализации правомочий в данной области, как представляется, является развитие правосознания, формирование новой информационно-правовой культуры.

При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами законов "О государственной службе", "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", "О милиции" и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Похожие публикации